Приговор Печерского суда, по которому Юлия Тимошенко должна отсидеть 7 лет за свои действия, допущенные при подписании газового соглашения с Россией в 2009 году, а кроме этого компенсировать НАК «Нафтогаз Украины» убытки в размере 1,516 миллиарда гривен, без сомнения взорвал и Украину, и Европу. Мало кто верил, что Тимошенко оправдают, и эти ожидания оправдались. Судье Родиону Кирееву понадобилось около четырех часов для того чтобы огласить решение, поставившее Украину в положение если не страны-изгоя, то как минимум государства, с которым опасно иметь дело. Опасно вкладывать инвестиции, опасно противостоять власти, опасно не соответствовать ее требованиям, прихотям и правилам. И все по одной причине – в стране нет суда, который бы отстаивал интересы граждан, а не государства. На власти нет управы.
Суровость приговора экс-премьеру, к слову, согласно ему Юлии Тимошенко, после освобождения запрещено в течение трех лет занимать руководящие должности, еще не значит, что этот приговор будет выполнен, и она будет сидеть в женской колонии «от звонка до звонка». Представить себе картину, как бывшая глава правительства прошивает пододеяльники и наволочки, весьма трудно. Утром она встает на построение и перекличку. Волосы ее, ранее укладывающиеся личным парикмахером, теперь будут распущены и подвязаны ситцевой косынкой. Тимошенко сидит в общей столовой и употребляет перловую кашу и жидкий суп. Нет, такое себе на Украине вряд ли могут представить даже самые большие противники экс-премьера. И все события, произошедшие в первые дни после приговора, дают основания предполагать, что в действительности на нарах Юлию Тимошенко украинцы не увидят.
Подробности по теме: Дочь Тимошенко говорит, что лидера украинской оппозиции скоро освободят
Спустя несколько часов после вынесения приговора президент Виктор Янукович давал совместную пресс-конференцию с президентом Словении Даниилом Тюрком. «Это [приговор Юлии Тимошенко], безусловно, досадный случай, который сегодня препятствует вопросу европейской интеграции Украины. Он вызывает обеспокоенность в ЕС, и я хочу сказать - мы хорошо понимаем, почему это так, – сказал Янукович. - Впереди еще апелляционный суд. Какое он примет решение и в рамках какого законодательства будет приниматься это решение, будет иметь большое значение».
Подобное заявление от главы государства фактически является обещанием отпустить Тимошенко. Сколько бы президент не говорил о том, что он не вмешивается в судебную систему и не влияет на принятие решений, это не так. Он, действительно, сам не звонит судье, но для этого есть люди рангом пониже, которые имеют доступ в кабинет главы государства и которые могут выступать посредниками между его волей и судьей. И если он смог повлиять на Киреева, осудившего Тимошенко, в чем уверена украинская оппозиция, то почему он не может повлиять на судью апелляционного суда с целью ее оправдать?
Есть и другой путь освободить Тимошенко. В парламенте уже прошел первое чтение президентский законопроект о гуманизации ответственности за хозяйственные и экономические преступления. Суть его сводится к тому, что из Уголовного кодекса изымаются 18 статей и переносятся в Административный кодекс. Наказание за эти преступления, например за контрабанду товаров будет предусматривать не тюремное заключение, а штраф.
Подробности: Приговор Тимошенко обжалованию подлежит
В этот закон оппозиция стремится внести одно дополнение – предусмотреть исключение из Уголовного кодекса статьи 365 «Злоупотребление властью и служебным положением», по которой осуждена Юлия Тимошенко. Эту поправку депутаты от оппозиции пытались внести еще до приговора экс-премьеру. Однако тогда такая перспектива вызвала возмущение со стороны представителей большинства, в частности Партии регионов, которые заявляли о неприемлемости менять целый кодекс в угоду одному человеку. Сейчас они уже не так категоричны и готовы ее утвердить.
Но даже если это произойдет, последнее слово должен сказать президент Янукович – подписать закон. «Со следующего дня после подписания президентом этого закона Тимошенко будет находиться в тюрьме незаконно, она должна будет немедленно освобождена из-под стражи, а дело закрыто в связи с отсутствием состава преступления. При этом никаких препятствий для ее политической деятельности, в том числе и для участия в выборах, не будет», - уверен председатель комитета Верховной рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Виктор Швец (фракция «БЮТ-Батькивщина»). Президент, скорее всего, подпишет этот закон и освободит Тимошенко. Если же этого не произойдет, вот только тогда можно будет со всей ответственностью заявлять, что в стране установилась диктатура Виктора Януковича.
Справедливости ради стоит отметить, что «регионалы» не так уж неправы, говоря о попытках меньшинства подстроить закон под Тимошенко. Не только Тимошенко судят по ст. 365 УК, возможно, так выглядит из киевского уютного кабинета, но если выехать в регионы, то там можно обнаружить десятки судебных процессов, когда чиновники, пользуясь своей властью, принимают неправосудные решения, например, по отводу земельных участков или определению прав собственности на предприятия. Но, видимо оппозицию это не беспокоит.
Для них главной задачей является спасти Юлю и в этом они готовы пойти на что угодно, даже пожертвовать интересами десятков рядовых граждан, «не Юль». Во всей этой истории лично меня разочаровал Запад. Раньше предметом нападок, обвинений в бездеятельности была ООН, которой в вину ставили забюрократизованность и отсутствие четкой, однозначной и жесткой позиции. Теперь в этом смело можно упрекнуть Евросоюз – дальше заявлений относительно событий в Украине он не пошел. «Выражение обеспокоенности» или сетования о «несоответствии демократическим стандартам» это все слова, которые Виктор Янукович не слышит и не понимает. Украинский президент, как человек, привыкший к конкретным поступкам, на все подобные упреки отвечает в свойственной ему манере – он их не замечает.
Более предметны у Януковича оказались взаимоотношения с Россией. Наверное, за последний десяток лет это первый случай, когда ЕС и РФ сошлись в оценке происходящего в Украине. Правда, мотивы разные – Европу интересует «демократия». А Россию – газ. Признав Тимошенко виновной в превышении власти при подписании газовых контрактов, теоретически можно допустить, что Украина пойдет дальше и в Стокгольмском арбитраже попытается отменить сам договор о поставках газа.
Подробности: Тимошенко объединила Россию и ЕС
Ранее, до приговора, Виктор Янукович допускал такую возможность. В интервью газете «КоммерсантЪ-Украина» глава государства рассказал, что все полтора года, пока он находится при власти, он пытается договориться о смягчении условий контракта, по которому Украина закупает газ по европейской цене, в связи с чем ежегодно несет убыток в 5-6 миллиардов долларов. «Позиция России для нас категорически неприемлема, и, если она не изменится, мы пойдем в Международный арбитраж. Есть система международных судов — это и Стокгольмский суд, и Международный арбитраж в Гааге. Да, суд — это крайняя мера, но вы же видите, за полтора года мы не сдвинулись с места», - признался Виктор Янукович.
Россия жесткое государство, но очень подходит украинскому президенту по психологии. Ющенко не готов был разговаривать с РФ с позицией силы, предпочитая не замечать своего северо-восточного соседа. Янукович готов разговаривать на равных и, когда потребуется – требовать.
Юлию Тимошенко, скорее всего, отпустят – будь-то по решению апелляционного суда или по воле депутатов. И можно быть уверенным, что она вернется к оппозиционной деятельности. Вот только… Мне хочется верить, что она будет сильной. Но нельзя забывать – против нее возбуждены еще два уголовных дела, расследование которых закончено, но дата суда еще не определена. Ее подозревают в нецелевом использовании средств, полученных от продажи парниковых квот по Киотскому протоколу. И сколько долго она бы не задержалась на свободе, Тимошенко будет знать – ее всегда можно будет посадить снова. И на примере дела по газовому контракту она может сделать вывод - ей никто не поможет – ни оппозиция, ни Европа, ни Россия. Все будет зависеть только от воли Януковича.
Валерий Калныш, заместитель главного редактора газеты «КоммерсантЪ» (Киев)