Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Капитальный проигрыш

Переход на рублевые расчеты за газ может привести к валютным рискам

© коллаж ИноСМИОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины»
ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» подписали дополнение к действующему соглашению по купле-продаже газа, согласно которому украинская сторона может рассчитываться за импортированное голубое топливо в рублях. Соответствующие договоренности были достигнуты в ходе рабочей встречи главы правления «Газпрома» Алексея Миллера и министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко в Москве.

ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» подписали дополнение к действующему соглашению по купле-продаже газа, согласно  которому украинская сторона может рассчитываться за импортированное голубое топливо в рублях.

Соответствующие договоренности были достигнуты в ходе рабочей встречи главы правления «Газпрома» Алексея Миллера и министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко в Москве. Таким образом, уже в декабре 2011-го мы можем перейти на рублевые расчеты за импортированный российский газ, которые до сих пор осуществлялись в долларах США.

Читайте еще: Россию внесли в список рисков нефтетрейдеров

Премьеры Николай Азаров и Владимир Путин обсуждали эту тему во время двусторонней встречи в Санкт-Петербурге, после чего глава НБУ Сергей Арбузов и и.о. министра финансов РФ Антон Силуанов уточняли детали. Утверждалось, что автором инициативы якобы является официальный Киев, а обусловлена она желанием уменьшить давление дефицита торгового баланса Украины на курс гривны. По оценкам Сергея Арбузова, новая схема даст возможность сэкономить $8 млрд золотовалютных резервов. Но этот аргумент кажется довольно сомнительным.

Известно, что «Нафтогаз» периодически изымает из «Межбанка» огромные долларовые суммы для расчетов за российский газ, иногда они достигают $700-800 миллионов в месяц, что оказывает давление на курс нацвалюты. Так, в январе-сентябре 2011-го кумулятивный дефицит торгового баланса Украины достиг $5,5 миллиарда (за соответствующий период 2010-го превышение объемов импорта над экспортом составляло лишь $0,5 миллиарда). С августа этого года наблюдается существенное снижение цен на металлопродукцию, экспортируемую из нашей страны, и внешнего спроса на нее (например, в сентябре темп прироста экспорта замедлился на 9,3% - до 26,8%), а глобальные экономические прогнозы неутешительные.



Так, пока что неизвестно, получит ли отечественное правительство очередную валютную инъекцию от МВФ... Но все это не объясняет, зачем Украине отказываться от валютных расчетов с «Газпромом». Ведь само по себе использование рублей не решает проблемы ни торгового дефицита, ни выравнивания платежного баланса. Российскую валюту «Нафтогазу» (государственной компании, между прочим) придется где-то покупать. И здесь вполне ощутимых рисков намного больше, чем воображаемых макроэкономических преимуществ.

Риск №1 - структурный. Сугубо теоретически переход на рублевые расчеты был бы удобен НАК лишь в случае, если бы плата рублями за транзит российского газа в ЕС была большей или по крайней мере компенсировала затраты «Нафтогаза» на закупку энергоносителей. Но этого, ясное дело, нет и быть не может. Более того, с 2006 года доходы ГК «Укртрансгаз» (входит в состав НАК) растут намного медленнее, чем цена на голубое топливо на российско-украинской границе. На его транспортировку из РФ в Европу Украина должна тратить около 7 млрд м3 газа каждый год, по крайней мере именно столько потребляли газокомпрессорные станции до кризиса. В 2007-м стоимость технологического газа увеличилась на $40 - до $130/тыс. м3, в 2008-м - еще на $49,5, тогда как ставка транзита повысилась в 2008-м только с $1,6 до $1,7 за тыс. м3 на 100 км.

Еще по теме: Украина настаивает на газопроводной сделке с Россией

В следующие годы наблюдался тот самый тренд: стоимость транспортировки возрастала непропорционально подорожанию голубого топлива. В 2011-м транзит по территории Украины стоит $2,89 за тысячу кубов на 100 км расстояния, а среднегодовая стоимость самого топлива составляет по меньшей мере $332,5/тыс. м3. В январе-октябре за российский газ было уплачено (!) $9,876 миллиарда - в разы больше, чем получено за транспортировку.

При таких обстоятельствах переход на рублевые расчеты с Газпромом казался бы логичным, например, если бы отечественные промышленные потребители газа (прежде всего металлургические и химические предприятия) покупали его у НАК также за рубли. Однако этот вариант невероятен. Вообще объем экспорта, например, тех же металлургов в страны СНГ в 2010-м едва превысил... $100,1 миллиона. Как говорится, без комментариев. Нужно учитывать и неудовлетворительную платежную дисциплину на внутреннем газовом рынке. По состоянию на сентябрь 2011-го по меньшей мере 17,3 миллиарда м3 топлива, отгруженного структурами НАК, не оплатили коммунальные предприятия (2,6 миллиарда гривен), население (790 млн грн) и бюджетные учреждения (35 миллионов гривен).

Риск № 2 - валютный, является производным от структурного. Российский газ - критически важное для украинской экономики сырье, валюта РФ не является свободно конвертируемой, ее нет (или почти нет) в резервах Нацбанка Украины, а источником поступления может быть только наш северный сосед. В условиях глобальной нестабильности переход на расчеты в рублях - неоправданный шаг, который перекладывает все курсовые и инфляционные риски на «Нафтогаз». Событие в украинской внешней торговле беспрецедентное. Его можно будет хоть как-то объяснить лишь в случае, если россияне согласятся официально зафиксировать обязательство продавать определенные суммы рублей в обмен на гривны или покупать у нас какую-то продукцию за рубли. Однако такие валютные и товарные свопы - иллюзия. Если же нет, то не следует ли зафиксировать, например, приобретение российского газа за гривны?.. Так сказать, ради эксперимента.

Читайте еще: Украинский рыбак поймал меч древнерусского князя

«Курс UAH/RUB непосредственно зависит от курсов USD/UAH и USD/RUB, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Девальвация рубля относительно доллара США будет укреплять курс гривны к рублю и наоборот, а неконвертируемость делает любые товарные игры с этой валютой очень опасными».

Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера в Украине, убежден, что даже резервирование рублей Нацбанком (если это вообразить) не снимает вопроса рисков: российская валюта сейчас более слаба, чем свободно конвертируемые, а это означает, что рублевые резервы НБУ непременно будут обесцениваться в случае, например, падения ее курса относительно доллара США или евро.

Подорожание золота и инфляция в РФ также будут обесценивать рублевые резервы. Все это будет бить не только по «Нафтогазу», а и по остальным отечественным областям, в частности и по экспортерам. Игорь Уманский, экс-министр финансов Украины, вообще убежден, что запланированное вхождение в рублевую зону означает постепенный отход от национальной валюты. «Если даже нам удастся конвертировать экспортные потоки в рубли, это будет означать потерю по меньшей мере $2,5 миллиарда долларовых поступлений», - говорит он, спрашивая: а сможет ли НБУ при таком сценарии хоть как-то влиять на внутренний финансовый рынок?

Смотрите по теме: Изменение курса доллара к рублю в 2010-2011 гг.

Риск № 3 - геоэкономический. «Тиждень» писал о преимуществах и потерях, которые может иметь Украина в случае анонсированного присоединения к зоне свободной торговли с Россией и другими членами СНГ. Но создание ЗСТ - продолжительный процесс, который будет сопровождаться дополнительными консультациями, договоренностями и их ратификациями. В случае переведения расчетов за газ в рубли (а сделать это намного проще, как часто бывает, на уровне хозяйствующих субъектов, «Газпрома» и «Нафтагаза») россияне получают все и сразу, и не факт, что они пойдут хоть на какие-то торговые уступки. ЗСТ, по большому счету, будет им не нужен.

За девять месяцев этого года Украина экспортировала в РФ товаров и услуг на $14,7 миллиарда, импортировала - на $21,6 миллиарда. И логично предположить, что такой товарооборот официальную Москву вполне устраивает. Если же кому-то в Киеве и хочется активизировать восточное направление экономической интеграции, то было бы логично присоединяться к рублевой зоне только после обкатки ЗСТ. Иначе - очевидный проигрыш. Надеяться на альтруизм россиян наивно и неуместно. Заслуженный экономист Украины Виктор Суслов, например, обращает внимание на то, что, дабы рассчитаться за газ в октябре, НАК была вынуждена одолжить в «Газпромбанке» $550 миллионов под 8,5% годовых. Это при том, что ставка МВФ была на уровне 3,5%.

Едва ли в нашем правительстве и среди представителей большого бизнеса не понимают упомянутых валютных рисков. Практическая реализация задекларированной инициативы может означать, что экономические кондиции Украины хуже, чем даже можно себе вообразить.

Перевод: Антон Ефремов