Украина, в которой от холода погибло 100 человек и которая в наибольшей степени страдает от морозов, предложила выступить посредницей между Россией и Европой, но никто ее не услышал. В этом вина близорукой политики Брюсселя и неправильного выбора, сделанного в своем доме.
Несколько дней тому назад, в разгар действительного или мнимого европейского газового кризиса ввиду того, что объем поставок из России кратковременно снизился, вызвав больше всего паники в Италии, украинский премье-министр Николай Азаров сказал, что его страна могла бы возместить то, что недопоставила Россия, уменьшив собственный импорт из России и за счет этого увеличив количество газа, направляемого в Европу.
Киев, который месяцами ведет упорную борьбу с Кремлем по энергетическим вопросам прежде всего, подал позитивный сигнал Брюсселю, желая, чтобы это было замечено. Украина наиболее всех страдает от морозов, в стране замерзло более ста человек. Бесполезно говорить, что протянутая рука не была принята к рассмотрению, с одной стороны, потому что никаких затруднений с газовыми поставками на самом деле не было, а с другой стороны, потому что на европейской шахматрой доске Украина президента Виктора Януковича оказалась в самоизоляции. Ее судьба, конечно, не рисуется в розовом свете.
Именно случай с газом показателен: если знаменитые войны, и в этом случае действительные или мнимые, поставили в центр международного внимания роль Украины в качестве транзитной страны, через территорию которой все еще перекачивается большая часть голубого золота, идущего на Запад, правда и то, что в перспективе эта ее позиция существенно изменится.
Действительно, если будет построен газопровод «Южный Поток», двойник «Северного Потока», вошедшего в действие в ноябре прошлого года, Украина очень скоро окажется вне игры. Если Москва по белорусской модели добьется контроля над газовыми сетями Украны, то возможно, с ее точки зрения окажется излишним прокладка нового газопровода по дну Черного моря. В любом случае Киев надолго останется ни с чем. В настоящий момент миллиарды Газпрома, конечно, не помешают, но в этом случае нарушаются национальные интересы страны.
Третий путь заключается в том (здесь мы возвращаемся к призыву Азарова из серии «не забудьте про нас»), чтобы пойти на компромисс: отказаться от строительства «Южного Потока» и наладить сотрудничество Украины, России и Европейского союза в деле модернизации транспортной системы на украинской территории. Для этого нужно несколько миллиардов евро по сравнению с 20-25 миллиардами, необходимыми для прокладки нового газопровода. Но Брюссель предпочел не услышать призыв, продемонстрировав собственную близорукость и предоставив Москве полную свободу действий на ее излюбленном поле битвы с доминирующей позиции.
Европа, которая уперлась из-за дела Тимошенко, оказалась недальновидной в отношениях с Украиной. А ведь при желании эта страна с помощью новых инвестиций, повышения эффективности, использования альтернативных источников энергии на своей территории, а также за счет диверсификации импорта могла бы спокойно избежать зависимости от российского газа.
Эта проблема связана не только с Януковичем. Ведь и во времена Виктора Ющенко и героини с белокурой косой, которая теперь оказалась в тюрьме, в Брюсселе и в других местах были довольны ходом оранжевой революции, при этом забывая о более существенных вопросах, как например, газовых. А ведь часто не только в Киеве, но и в других местах проблемы возникают из-за неправильного выбора, сделанного в собственном доме.