Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Владимир затормозил «Петра»

Буровая «вышка Бойко» «споткнулась» в территориальных водах России об газовые амбиции Кремля

© РИА Новости / Перейти в фотобанкНефтяные разработки
Нефтяные разработки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Плавучая буровая платформа «Петр Годованец», которая, по утверждению властей, поможет нашей стране увеличить добычу собственного «голубого топлива» и уменьшить зависимость от дорогого российского газа, «споткнулась» в шаге от Украины.

Плавучая буровая платформа «Петр Годованец», которая, по утверждению властей, поможет нашей стране увеличить добычу собственного «голубого топлива» и уменьшить зависимость от дорогого российского газа, «споткнулась» в шаге от Украины. В турецком порту Стамбуле вблизи Трабзона в конце апреля завершились испытания технологического оборудования и подготовка к отправке «Петра Годованца» в украинские территориальные воды. Вдруг на пути буровой неожиданно возникла новая преграда - помешать ее переходу на Украину попыталась Россия. 

Через «бомжей» - до энергетической независимости

Украинскую историю этой буровой платформы с самого начала сопровождал скандал. По данным газеты «Зеркало недели», ГАК «Черноморнефтегаз», который приобрел установку в марте прошлого года на открытом тендере за 400 миллионов долларов, переплатил за него не менее 150 «лимонов». Журналисты разоблачили механизм закупки вышки через подставного латвийского «бомжа».

Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко отверг обвинения и назвал материал в «ЗН» заказным - мол, «слишком много лиц» заинтересованы в том, чтобы Украина не занималась разработкой Черноморского шельфа. А «Нафтогаз Украины» заверил: благодаря таким буровым установкам, которых вообще будет две, Украина втрое увеличит добычу газа на шельфе и окупит все затраты на них уже к 2014 году. В «Нафтогазе» подчеркивают, что цена одной «вышки Бойко», равна стоимости 1 миллиарда куб. м российского газа. Тогда как в текущем году Украина закупит у России 27 милллиардов кубометров «голубого топлива».

Впрочем до обещанной добычи 3 млрд. кубов «шельфового» газа еще долго - сначала надо доставить к месту назначения хотя бы первую платформу (вторую планируют привезти в следующем году). На прошлой неделе Бойко обещал, что «Петр Годованец» войдет в территориальные воды Украины уже 1 мая и сразу отправится на Одесское месторождение. Однако путь буровой установки из Турции оказался гораздо более проблемным, чем планировалось.

«Сопротивление России понять можно»

Как сообщал сайт «Украинская правда», в турецкий Стамбул с верфи-производителя Keppel в Сингапуре платформу доставили в разобранном виде - иначе ее длинные стойки не прошли бы под мостами через проливы Босфор и Дарданеллы. В Украине технических возможностей смонтировать такую ​​вышку нет, поэтому пришлось выбрать порт, расположенный наиболее близкий к нашим границам и оснащенный всем необходимым оборудованием для соответствующих монтажных работ. В бухте Стамбула триста специалистов могли работать над монтажом буровой целую зиму. Тестирование буровой после восстановления в Турции успешно завершилось в конце апреля. После этого вышку показали украинским журналистам и заверили, что вот-вот она выйдет в море. Но все произошло не так, как задумывалось.

После завершения монтажа платформу оставалось отбуксировать в Украину. Поскольку выводить такой груз в море довольно рискованно, был выбран путь по берегу - через территориальные воды Грузии (рядом с границей которой находится Трабзон), и России. Однако, по данным источников «УМ» на борту «Петра Годованца», на российском отрезке маршрута установка «села на мель» - возникли проблемы с разрешением на пересечение морских границ РФ.

«Одной из причин задержки могло стать несоблюдение каких-то норм морского законодательства, согласно которым для прохождения таких нестандартных плавучих средств имеются дополнительные требования, - пояснил в комментарии «УМ «президент Киевского международного энергетического клуба» Q-club» Александр Тодийчук. - Если украинская сторона сделала соответствующую заявку на прохождение буровой остаются «недружественные» версии задержки предоставления разрешения на пересечение территориальных вод России. В таком случае ситуация приобретает экономическую и политическую окраску и содержит момент силового воздействия со стороны россиян. Ведь получив в собственность такие вышки, Украина активизируется на рынке добычи углеводородов и станет постоянным конкурентоспособным участником в этой сфере. Россия же старается монополизировать этот рынок, и конкурент на нем ей совсем не нужен».

Согласен с Тодийчуком и энергетический эксперт Валентин Землянский: «Для Украины наличие такой платформы - это реальная альтернатива увеличения добычи собственного газа. И, как следствие, уменьшение потребности в его закупке. Россия стремится предотвратить любые попытки создать альтернативу ее монопольному положению на украинском газовом рынке - стоит только вспомнить, как Москву возмутили даже намеки о намерениях принятия протокола с Азербайджаном. Поэтому Кремль обязательно окажет сопротивление - явное или скрытое».

«Комментировать несколько сложно. Однако Россия в любом случае не имеет на это никакого права. Ни одна страна не может запретить кораблям проходить через их экономическую зону. Поэтому ситуация крайне неправомерна», - отметил в комментарии «УМ» эксперт Владимир Сапрыкин. «На сегодня Украина - самый выгодный для России покупатель и крупнейший рынок сбыта газа, - напоминает президент Украинской нефтегазовой академии, бывший заместитель министра топлива и энергетики Богдан Клюк. - Во-первых, мы расположены очень близко территориально, во-вторых, закупаем газа на наибольшую сумму. Для сравнения: Турция, Белоруссия закупают газа на 10 млрд. долларов, вся Европа - на 200 млрд., а только Украина - на 40-50 миллиардов (напомним, для Украины российский газ - один из самых дорогих в Европе. – прим. ред . ). Где еще ​​они найдут такого выгодного покупателя? «

Вместо Трапезунда - Синоп

Как сообщили источники «УМ», вчера, чтобы прекратить затяжное ожидание разрешения россиян, руководство «Черноморнефтегаза» решило отказаться от российского маршрута. «Петр Годованец» отправится из Трабзона на не на восток, а на запад - в порт Синоп, откуда пересечет Черное море «напрямик» к крымским берегам. Выход платформы ожидается в 6 утра субботы, 5 мая. Прогноз погоды по курсу хороший, поэтому риск выхода в открытое море будет минимальным. Таким образом «вышка Бойко» скорее приступит к работе и «отблагодарит» российских «газовых баронов» за «гостеприимство».

Недра

По данным «Черноморнефтегаза», «Петр Годованец» станет самой технологичной и глубоководной буровой платформой в Черном море, что позволит задействовать интервал 76-120 метров морского дна континентального шельфа Украины. Тогда как, скажем, румынские буровые могут работать на глубине до 91 м, а украинская «Таврида» и «Сиваш» - только до 76 м. Следовательно, после введения в эксплуатацию двух новых вышек Украина получит значительное преимущество в морской добыче природного газа перед другими причерноморскими государствами. Поэтому сопротивление России - вполне понятно. Уместно напомнить, что пока Черноморский шельф освоен всего на 4%.

Перевод: Антон Ефремов