Однажды в прекрасной и политически нестабильной восточноевропейской стране Украине пять красавиц по очереди лежали на кровати в Национальном художественном музее, ожидая поцелуя от человека, который должен был стать их настоящей любовью. Потенциальные принцы - после предоставления паспортов охранникам (о семейном статусе человека на Украине сообщается в паспорте) и прохождения «герпес-контроля» - могли поцеловать «спящую красавицу». Если она открывала глаза во время поцелуя, то пару немедленно женили. И посетители музея, и девушки до этого подписали договор о согласии на быструю женитьбу.
Конечно, это все кажется чрезвычайно странным, но канадский художник украинского происхождения Тарас Полатайко (Taras Polataiko), автор проекта «Спящая красавица», проходящего в этом месяце в Киеве, возможно, затронул мотив, который в точности описывает брак как институт и – возможно, менее явно, – характеризует состояние украинского общества на сегодняшний день.
«Основная идея проекта – это терпение, – сказал Полатайко «Газете по-украински». – Наш народ может терпеть очень долго. Пока Спящая Красавица спит, спит и все королевство. Если нужно поднимать королевство, нужно будить и красавицу».
После провала «оранжевой революции» в 2005 году, когда жизнь на Украине могла поменяться в лучшую сторону, но не поменялась (вину за это я полностью возлагаю на политические междоусобицы), в стране назревает новая волна недовольства. Однако, еще нет катализатора, который привел бы к настоящим переменам. В этом смысле Украина похожа на спящую красавицу, ожидающую поцелуя, который ее разбудит, – или, другими словами, она ожидает лидера, за которым захочет пойти. Эта метафора очень подходит для описания политического климата современной Украины.
Однако, в отличие от традиционной спящей красавицы, которая находится в похожем на кому состоянии, проект Полатайко подразумевает наличие самосознания и, в конечном итоге, - выбора. Его спящая красавица не обязана просыпаться ради кого попало. Решение открыть глаза принадлежит только ей.
Посетители (и женщины, и мужчины могут поцеловать «спящих красавиц», но только мужчины смогут жениться на них на Украине, так как в стране не разрешены однополые браки), которые заходят в комнату, не обязаны целовать спящую красавицу. Зайдя, они должны решить, целовать ее или нет. Некоторые разворачиваются и уходят.
Целовать или нет, будить или нет – все эти решения являются вопросами личной ответственности. Если не обращать внимания на политическую подоплеку проекта, становится ясно, что Полатайко «играет» с идеей брака и обязательств в целом. Художник свел историю настоящей любви к ее самым базовым элементам, в конечном итоге заявляя, что любовь – это всегда риск. Мы чувствуем первоначальую связь с другим человеком и действуем на основе этого. А потом нам приходится иметь дело с последствиями этого акта.
Признаем мы это или нет, однако риск присутствует во всех отношениях. Насмотревшись на пышность традиционных украинских свадеб (да и вообще свадеб в целом, включая мою собственную – не думайте, что я считаю себя выше их легкомысленности: на своей свадьбе я была в голубых замшевых сапожках, платье с рукавами-бабочками и с прической в стиле 1940-х годов, о Боже...), я верю, что Полатайко довел церемонию до ее логического завершения. Два самостоятельных взрослых человека посвящают себя друг другу, находясь в центре внимания других. Оба находятся под давлением – от них ожидается выполнение определенных ролей. Мужчина должен быть храбрым. Женщина должна быть красивой. Как сложатся их судьбы в волшебной стране, в которой они должны «жить долго и счастливо»? Если взять статистику по разводам за показатель, то кажется, что большинство людей вступают в брак с абсолютным незнакомцем.
Возможно, любовь и вправду так сумасбродна, как ее изображает Полатайко. Возможно, в этой сумасбродности нет ничего плохого. Множество рассказов о том, «как мы встретились», доказывают случайность встречи, а первоначальная «искра» влечения между двумя людьми просто необъяснима.
Так что, если задуматься, то рассказ для ребенка о том, как «мама притворялась, что она спит в Национальном художественном музее, а папа разбудил ее поцелуем», - не такой уж и странный, в конце концов.