Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
15 000 российских солдат замерли в ожидании у границы с Украиной

А Путин готов сражаться до конца.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда рейс Malaysia Airlines с 298 людьми на борту рухнул на востоке Украины, он унес с собой последние надежды на то, что Владимир Путин все же перестанет поддерживать украинских сепаратистов или примет соглашение, которое позволило бы положить конец конфликту, длящемуся вот уже семь месяцев. Стало совершенно очевидно, что судьба восточной Украины решится силой.

Когда рейс Malaysia Airlines с 298 людьми на борту рухнул на востоке Украины, он унес с собой последние надежды на то, что Владимир Путин, наконец, лишит поддержки украинских сепаратистов или примет соглашение, которое позволило бы положить конец конфликту, длящемуся вот уже семь месяцев. После этого ужасного инцидента стало совершенно очевидно, что судьба восточной Украины (или Новороссии, как ее называют российские националисты) решится силой. Единственный вопрос сейчас состоит в том, сколько жизней унесет с собой этот конфликт.

В настоящий момент киевское правительство сосредотачивает свое внимание на восстановлении контроля в непокорных восточных регионах. Тем временем у границы страны скапливаются тысячи российских солдат. Причем, речь идет не только об элитных подразделениях ВДВ и спецназа (именно они вторглись в Крым в феврале этого года), но и отрядах, которые подготовлены для ведения обычной войны и более традиционных боев, например с армией Украины. Последствия, таким образом, могут быть самыми опасными.

У Киева - преимущество в технике, войсках и огневой мощи


Украина мало что могла сделать, чтобы помешать «маленьким зеленым человечкам» вторгнуться в Крым. Когда в Киеве, наконец, поняли, что происходит, элитные российские подразделения флота, ВДВ и спецназа (в том числе недавно сформированный отряд «Сенеж», который захватил крымский парламент) уже перекрыли путь в Крым для украинских подкреплений. Тем не менее, хотя сепаратисты с востока получили от Москвы оружие и финансы, в этом регионе все обстоит совершенно иначе.

У Киева есть перед ними ощутимое преимущество в технике, войсках и огневой мощи. Это не говоря уже о негласной поддержке международного сообщества, которое хочет остановить все более беспорядочное и разобщенное сепаратистское движение.

Президент Украины Петр Порошенко показал, что готов пустить в ход все доступные ресурсы, чтобы отбить у мятежников Донецкую и Луганскую области. Но хватит ли у него для этого сил и решимости?

Бой за приграничное село в районе города Снежное в Донецкой области


По самым оптимистичным оценкам, вооруженные силы Украины располагают 35 000 человек — при том, что к проведению наступательных операций в любой момент готовы лишь 10 000 — 12 000.

К настоящему моменту Киев задействовал для возвращения восточных регионов шесть мотострелковых бригад, одну бронетанковую бригаду и несколько спецподразделений.

Сюда также нужно добавить одну воздушно-десантную бригаду и три аэромобильных бригады, которые вели большую часть боев и понесли основные потери. Так, например, 14 июня сепаратисты сбили транспортный самолет Ил-76: при падении погибли 40 солдат 25-й военно-воздушной бригады и девять членов экипажа. Кроме того, в стране были сформированы вспомогательные силы вроде национальной гвардии. Их финансирование и подготовку взяли на себя различные организации и оппозиционеры, которые участвовали в зимних демонстрациях и столкновениях с полицией (именно они привели к нынешнему кризису). Эти отряды были сформированы для того, чтобы компенсировать нехватку личного состава, которая образовалась из-за многих лет коррупции и попустительства в украинской армии.

Недавние победы украинских сил над сепаратистами служат доказательством решительного настроя Киева и укрепления его армии. Поворотный момент наступил в мае, когда украинские силы отбили атаку батальона «Восток» на международный аэропорт Донецка и нанесли мятежникам большой ущерб.

Новые столкновения пройдут в городской зоне

С тех пор украинская армия продолжила наступление, постепенно вытесняя сепаратистов с их баз: 5 июля печально известному командиру сепаратистов Игорю Стрелкову пришлось окопаться на своей базе в Славянске. Эти успехи свидетельствуют о том, что у Украины есть серьезное преимущество перед мятежниками в плане огневой мощи и авиационной поддержки. И это несмотря на все танки, ракеты и системы ПВО, которые передает сепаратистам Россия.

Как бы то ни было, этих побед удалось добиться на относительно открытых пространствах Донецкой и Луганской областей. Теперь же мятежники перебрались из деревень в города. Будущие столкновения пройдут уже не в полях, а в городских зонах, там, где не привыкла сражаться ни одна современная армия.

Боевые действия в городах уменьшают преимущество в огневой мощи украинской армии и значительно повышают риск жертв среди мирного населения.

Как отмечает эксперт по России из Гарварда Симон Сараджян, если Украина продолжит и дальше в том же темпе терять войска, то число погибших составит «более 1 560 в год. Это будет больше, чем потеряла российская армия даже в самый страшный год второй войны в Чечне». В будущем потери могут резко возрасти, и украинский парламент недавно одобрил решение о призыве 50 000 резервистов и мужчин младше 50 лет. Произошло это всего 45 дней спустя после предыдущей мобилизации.

Но сколько еще времени украинская армия сможет восполнять такие серьезные потери, особенно если ей будут противостоять более умелые российские солдаты?

На протяжение всего конфликта на востоке Украины российские войска довольствуются тем, что наблюдают за происходящем с той стороны границы и поддерживают негласную угрозу вмешательства. С начала мятежа российская армия провела учения и сформировала необходимые для операции логистические цепочки. Кроме того, недавно напряженность возросла еще больше, когда Россия провела широкомасштабные учения с участием самых современных вертолетов. В Киеве не могли не заметить угрозу.

22 июля, во время дебатов в украинском парламенте по поводу призыва резервистов, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Парубий заявил, что Москва снова сосредотачивает войска у украинской границы. По данным Парубия, российские силы насчитывают 41 000 солдат, 150 танков и 400 единиц бронетехники. Вашингтон и НАТО подтвердили эту информацию, хотя и говорили о других цифрах. Пентагон и командующий силами Североатлантического альянса генерал Филипп Бридлав сообщили, что численность находящихся у украинской границы российских войск составляет от 12 000 до 15 000 человек. По всей видимости, эта информация наиболее близка к истине, потому что США совершенно не заинтересованы в занижении цифр, а снимки с американских спутников, без сомнения, позволяют дать самую точную оценку.

Кремль модернизировал армию

Хотя число сосредоточенных у границы российских солдат намного меньше 41 000 человек, о которых говорили представители украинских властей, ситуация все равно кажется очень серьезной.

По данным Пентагона, эти войска включают в себя «пехоту, бронетехнику и артиллерию и обладают средствами ПВО». Эти подразделения новой российской армии представляют собой прекрасный пример предпринятых шесть лет назад Кремлем шагов по модернизации вооруженных сил. Размещенные у границы отряды намного эффективнее обсуждавшихся в НАТО советских дивизий. Если раньше советские силы состояли из малочисленных и рассеянных групп, теперь новые отряды российской армии всегда находятся в боевой готовности и могут быть мобилизованы намного быстрее.

В 2008 году российское правительство начало реформу армии. В частности изменения коснулись ее устаревшей и сложной структуры: дивизии и полки уступили место бригадам, которые обладают намного более широкими мобилизационными и оперативными возможностями. Обычно численность личного состава бригады составляет 4 200 — 4 300 человек или 2 200 человек в бронетанковых частях.

Однако самое главное отличие новых подразделений от старых заключается в том, что каждая бригада была сформирована с прицелом на независимые действия: у них имеются собственная артиллерия, танки и средства ПВО. В результате они становятся гораздо более опасными и маневренными: это не просто подразделения пехоты и бронетехники, а мобильные и смертоносные части формата «все в одном».

За этой стратегией скрывается сформировавшееся в России представление о воображаемых угрозах для ее будущего. Вместо того чтобы тягаться с натовскими танками на равнинах, Россия предпочитает сосредоточиться на региональных конфликтах, которые требуют подвижности и гибкости: все это в полной мере относится к нынешней ситуации на Украине.

Ситуация в Севастополе


Отправленные в Крым спецподразделения не созданы для борьбы с мощными армейскими силами. Они должны нанести стремительный и сокрушительный удар, а затем закрепить успех при поддержке обычных бригад, которые обладают большей огневой мощью. Сосредоточенные сегодня у украинской границы части — это войска поддержки, которые обычно идут по следам «маленьких зеленых человечков».

Пока Россия еще не собрала на границе достаточно сил для вторжения и оккупации востока Украины. Но ей это и не требуется. Путин не собирается аннексировать обширный регион с упадочной экономикой, несмотря на все более громкие призывы российских правых националистов и командиров повстанческих сил.

Но даже если бы у него и было такое желание, со стратегической точки зрения он уже упустил лучшую возможность. В мае и июне у границ Украины были выстроены элитные российские части. С тех пор в результате ротации им на смену пришли более свежие, но хуже подготовленные к боям солдаты.

Как бы то ни было, настоящая цель Кремля заключается в расширении нестабильности и анархии на Украине. Он стремится надавить на новый киевский режим, чтобы заставить Запад смириться с доминированием России на востоке и отказаться от действий, которые Путин и многие его соратники воспринимают как вмешательство Европейского Союза и НАТО в их дела.

Это означает, что сосредоточенные в настоящий момент у границы войска могут провести быструю операцию на Украине, чтобы остановить продвижение киевских сил, позволить мятежникам вернуть контроль над территорией и подтвердить главенство Москвы в регионе. Окажется ли операция быстрой или нет, у двух этих новых бригад в любом случае достаточно огневой мощи и логистической поддержки, чтобы эффективно ослабить украинские силы.

Политологи и разведслужбы не ожидали, что Кремль на самом деле решится аннексировать Крым. Этот регион переживал сильнейший экономический спад и в любом случае уже находился под влиянием Москвы. Поэтому его присоединение к Российской Федерации вовсе не казалось логичным решением. Но Путин удивил всех.

И не исключено, что он готовит нам новый сюрприз. Президент России находится в весьма неприятном положении. Он оказался в тисках между российскими реваншистами и международным сообществом, которое резко осуждает его вмешательство в дела Украины. Он вряд ли может позволить восточной Украине вновь оказаться в руках Киева и, следовательно, способен пустить в ход размещенные у границы войска, чтобы этому помешать. Операция российских войск для противодействия продвижению украинской армии с учетом нынешней мощи России выглядит вполне вероятным сценарием, а международное сообщество вряд ли окажет ей хоть сколько-нибудь серьезное сопротивление — помимо обычных санкций.

И даже если сейчас подобное может показаться абсурдом, вспомните, что еще совсем недавно то же самое можно было сказать о подготовке Россией украинских сепаратистов и передаче им современных ракет. На Украине абсурд становится реальностью.