Обычному потребителю информационной продукции российских СМИ может показаться, что в городе Львове на западе Украины — одном из оплотов проевропейского движения в стране — сплошь и рядом живут ярые фашисты.
Поэтому видеоролик, выложенный недавно в YouTube, покажется неудачным и разочарует их. Называется он «Где же во Львове все эти фашисты?» («Where are all the fascists in Lviv?»), в ролике показано, как корреспондент ходит по мирным улицам города и берет интервью у слегка ошарашенных — и уж точно не воинственных покупателей.
Этот ролик снят и опубликован специалистами НАТО и является примером нового умеренного оружия, используемого альянсом в попытке противостоять кремлевской информационной кампании, которая наряду с российскими бомбами и шпионажем становится для западных политиков очередной головной болью.
«В этом противостоянии Россия использует информацию в качестве оружия, — говорит Джеймс Аппатурай (James Appathurai), заместитель Генерального секретаря НАТО по политическим вопросам. — Они глубоко проникают в наше общество, добираются до наших избирателей, чтобы воздействовать на политическую ситуацию».
Разведслужбы стран-членов альянса отмечают присутствие в российских СМИ того, что, по их определению, является антинатовской и анти-европейской риторикой. По их мнению, Кремль особо мастерски использует интернет в целях глобального распространения информации, опровергающей факты своей военной помощи сепаратистам на Украине.
Руководство НАТО и западные политики опасаются, что российская информационная кампания может окончательно разрушить и без того пошатнувшееся единодушие стран Европы по сохранению жестких экономических санкций против Москвы за ее действия на Украине.
Например, в Германии канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) борется с довольно многочисленной группировкой однопартийцев, которые симпатизируют российскому президенту Владимиру Путину, исходя из соображений как делового, так и исторического характера.
«Информационная война является целью почти всех действий, совершаемых Россией», — утверждает Джонатан Эйал (Jonathan Eyal), директор международных исследований Королевского объединенного института оборонных исследований в Лондоне.
По словам Эйала, военно-политические стратеги из НАТО признают, что Путин - «не сумасшедший», поэтому вряд ли он поступит опрометчиво и пойдет на вооруженный конфликт, например, направив танки в страны Балтии. «Мы говорим не об этом, а о длительной пропагандистской кампании».
В штаб-квартире НАТО в Брюсселе и в европейских столицах начались встречи на высшем уровне между делегациями стран Европы с целью обсуждения сложившейся ситуации. И тот видеоролик со львовским сюжетом — который российские специалисты по пропаганде назвали бы показухой — один из результатов таких встреч.
А между тем, ролик набрал уже 40 тысяч просмотров. Обычно видеоролики, которые выкладывает НАТО, набирают не более 2 тысяч. По словам источников в НАТО, следует ожидать появления новых материалов подобного рода.
Поговаривают даже о возрождении таких «призраков» времен холодной войны, как Информационно-аналитический отдел министерства иностранных дел Великобритании — секретное оперативное управление, снабжавшее благожелательно настроенных журналистов новостями о преступлениях Советского Союза. Отдел был закрыт в 1977 году.
Но даже руководители тех государств, которые когда-то были осведомлены в вопросах кремлеведения, все еще растеряны в связи с возникшей угрозой.
По заявлению властей, то, что в Великобритании недавно начал вещание московский международный новостной канал RT, или Russia Today, вызвало ряд дискуссий по вопросам национальной безопасности в некоторых высоких кабинетах британского правительства. И, тем не менее, когда речь заходит о предложениях по мерам противодействия тому, что они считают угрозой, политики проявляют нерешительность, особенно если нет фактов нарушения закона.
Официальный представитель НАТО Оана Лунгеску (Oana Lungescu) заявила: «В ответ на пропаганду мы не можем усиливать свою пропаганду».
А пока альянс ищет способы скорректировать те действия России, которые, по словам г-жи Лунгеску, направлены на то, чтобы «вводить в замешательство, отвлекать внимание и разобщать».
Кроме того, альянс создал новый «веб-портал» под названием «исправление написанного и сказанного» («setting the record straight»). Его содержание доступно на русском, украинском, английском и французском языках. На сайте можно ознакомиться с многочисленными документами, официальными высказываниями, видео- и фотоматериалами. В одном разделе перечислены 25 «мифов» о НАТО и приведены «опровергающие фактические материалы».
В другом разделе представлена «хроника событий», в которой приводятся ссылки на все без исключения заявления представителей НАТО, пресс-конференции, выступления или беседы в форме вопросов и ответов в отношении Украины и России за период, начиная с февраля.
По словам высокопоставленного представителя НАТО, пожалуй, самым важным стало то, что альянс начал координировать обмен «сообщениями» между своими членами. Для этого в отделы обеспечения системы стратегической связи, работающие при министерствах иностранных дел стран-членов НАТО, проводятся линии коллективного пользования. Кроме того, незадолго до сентябрьского саммита НАТО в Уэльсе альянс открыл новый «центр передового опыта» для обеспечения стратегической связи в Риге, Латвия, который должен стать информационной службой по разработке антипропаганды и проведению исследований.
Теперь, когда альянс включился в информационную войну, многие в НАТО понимают, что все предпринимаемые ими усилия знаменуют лишь начало деятельности, особенно по сравнению с той широкомасштабной кампанией, которую проводит Россия.
"[Мы прошли] долгий путь, чтобы создать систему ответных мер, ... но совершенно очевидно, что этого недостаточно, — утверждает г-н Аппатурай. — В комитете НАТО по общественной дипломатии работают около 20 человек, которые пытаются создать систему противодействия организованной, разносторонней и хорошо финансируемой деятельности, которую Россия проводит по всему миру.