На этой неделе у здания парламента в Киеве произошло серьезнее столкновение во время протестов против изменений в конституции, которые в случае принятия могли бы предоставить больше автономии пророссийским сепаратистам в восточной Украине.
Предложенные президентом Петром Порошенко изменения могли бы привести к децентрализации власти на Украине, позволив органам местного самоуправления в «некоторых районах Донецкой и Луганской областей» руководствоваться отдельным законом.
Эти предложения, которые США и Евросоюз поддержали, должны были стать частью данного в Минском мирном соглашении обещания предоставить «особый статус» удерживаемым пророссийскими ополченцами районам, чтобы в конечном итоге положить конец продолжающемуся конфликту на востоке Украины.
Однако на самом деле эти конституционные изменения не имеют практически никакого отношения к подписанному в Минске соглашению. Предложение Порошенко не было одобрено ни сепаратистами, ни Кремлем. В действительности оно не дает никакого «особого статуса» сепаратистским областям, и любые конкретные детали порядка автономного управления на Донбассе позже могут быть пересмотрены простым большинством голосов в украинском парламенте.
Кроме того, так называемая «децентрализация» сопровождается укреплением президентского контроля над органами местного самоуправления посредством централизованно назначенных «префектов» с широкими полномочиями.
Ультраправая партия «Свобода», «Правый сектор» и некоторые партии, входящие в состав нынешнего коалиционного правительства, подвергли критике предложенные изменения, назвав их «капитуляцией» перед Россией, а в понедельник протесты в Киеве превратились в кровавые после того, как неизвестный — по некоторым сообщениям, это был один из членов ультраправого батальона под названием «Сич» — бросил ручную гранату в плотный полицейский строй.
По сообщениям киевского правительства, более 130 сотрудников правоохранительных органов были ранены, а три солдата Национальной гвардии — все они были призваны в армию совсем недавно — скончались от полученных ран.
Батальон «Сич», созданный при поддержке «Свободы», является одним из многих батальонов, сформированных в прошлом году для борьбы с поддерживаемыми Россией сепаратистами на востоке страны.
Однако в своем интервью Sky News в среду, 2 сентября, Порошенко заявил, что на самом деле именно Россия несет ответственность за гибель этих людей. Президент подчеркнул, что во всем виновата непрекращающаяся кремлевская «кампания по дестабилизации», несмотря на очевидные доказательства того, что столкновения с полицией устроили сторонники ультраправых националистов.
Приближая войну
После столкновений представители партии «Свобода» заявили, что все произошедшее было спланированной провокацией с целью дискредитации «патриотов», в то время как проправительственные группы и либеральная украинская общественность в свою очередь, поддавшись истерике, обвинили в смерти солдат партию «Свобода».
Некоторые представители левых партий поспешили напомнить либералам — в жесткой форме «мы же вам говорили», что они много раз предупреждали о рисках длительного сотрудничества с ультраправыми, и этот всплеск насилия, по их мнению, является вполне ожидаемым результатом.
Но, как обычно бывает в трагических случаях, эмоции становятся избирательными. Бросок ручной гранаты в плотную толпу вряд ли можно назвать самым страшным актом насилия, произошедшим на Украине за последнее время. Гораздо более ужасные зверства почти каждый день совершаются на Донбассе «обычными» людьми с обеих сторон конфликта.
Однако во время войны насилие часто становится привычным, особенно когда это происходит далеко от дома — и далеко от Киева. Тем не менее, война приобретает новый смысл, когда рассерженные и вооруженные ветераны возвращаются, чувствуя себя преданными правительством.
Именно нынешнее правительство несет большую ответственность за продолжающийся конфликт, чем украинские ультраправые партии и их вооруженные группировки. Именно нынешнее правительство несет ответственность за новые репрессии, цензуру и дискриминационные меры.
Хотя правые партии, такие как «Свобода» и «Правый сектор», действительно сыграли значительную роль в протестах Евромайдана в 2013 году, позже увеличив свои ресурсы и создав собственные вооруженные формирования, они так и не смогли заручиться поддержкой широкой общественности.
Сегодня они просто реагируют на события, а не провоцируют их. Даже в столкновениях в понедельник «Свобода» лишь пыталась завоевать политические очки накануне местных выборов в надежде, что их заявления о «национальном предательстве» помогут им увеличить число их сторонников. Они вряд ли серьезно планировали вооруженное нападение, они просто не смогли контролировать своих экстремистских сторонников в толпе.
Хотя правительство уже использовало столкновение в понедельник, чтобы дискредитировать «Свободу» как безответственных политиканов, пока остается неизвестным, предпримет ли оно теперь попытку подавить ультраправых.
Однако еще более актуальный вопрос заключается в том, есть ли у правительства необходимые средства для того, чтобы подавить ультраправых, учитывая рост числа верных им вооруженных формирований.
Как показало столкновение в Мукачево, городе на западе Украины — где бойцы «Правого сектора» спровоцировали конфликт с правоохранительными органами, в результате которого погибло семь человек — когда у ультраправых есть несколько тысяч вооруженных людей, которые способны бросить вызов государственной монополии на насилие, могут призвать к открытому мятежу против государства и, тем не менее, остаться практически безнаказанными, насколько на самом деле сильно правительство?
Между тем, пока правительство ищет виноватых, коалиция рушится. Популистская Радикальная партия вышла из правительства из-за проекта закона о децентрализации.
Кроме того, сбор голосов в парламенте для заключительного одобрения изменений в конституции оказался невозможным без поддержки со стороны «Оппозиционного блока», преемника «Партии регионов» Януковича — очень символический факт, который даст ультраправым еще больше оснований для нападок на правительство за измену «революции» Евромайдана.
В результате в украинской политике может возникнуть чрезвычайно пугающая ситуация, когда основной альтернативой правого националистического правительства станет ультраправая и ультранационалистическая оппозиция.