Соединенные Штаты вступили в космическую гонку еще во время первого срока президента Эйзенхауэра, однако вначале Советский Союз нас превосходил.
Лишь дальновидность президентов Кеннеди, Джонсона и Никсона и полная поддержка американского народа помогла нам быстро сократить отставание. За последнюю треть двадцатого века мы стали мировым лидером в области космических исследований.
Достижения Америки в космосе заслужили уважение и восторг всего мира. Зонды раскрывали тайны космоса; космические технологии обеспечивали мгновенную связь по всему миру; наблюдение с орбитой помогало людям понимать причуды природы.
Кроме того исследование человеком космоса и расширение границ человечества вдохновляло людей по всему миру. Оно показывало, что то, что раньше считалось невозможным, стало достижимым. Студенты готовились стать частью этой новой эпохи.
Ни одна правительственная программа по новейшей истории не мотивировала так молодежь делать то, «что никогда раньше не делалось».
Мировое лидерство в космосе досталось нам нелегко. В первую половину космической эры, наша страна делала значительные финансовые вложения, тысячи американцев посвящали себя космосу, а некоторые из них даже отдали за мечту о космосе жизнь.
Ближе к концу первого пятидесятилетия космической эры американцы и их международные партнеры фокусировались в основном на ближних рубежах космоса, на шаттлах и Международной космической станции.
После трагической потери шаттла «Колумбия» в 2003 году, было решено, что нашей космической программе нужна новая стратегия. Исследования и анализ позволили сформулировать ее следующим образом: выполнить взятые на себя обязательства, вернуться к исследовательским проектам, вернуться на Луну и подготовиться к будущим полетам к астероидам и Марсу.
Эта программа получила название «Созвездие». В последующие годы план одобрили два президента, представлявшие обе партии, а также конгрессы Демократической и Республиканской партий.
Комиссия по расследованию катастрофы шаттла «Колумбия» дала НАСА ряд основополагающих рекомендаций, которые были должным образом учтены «Созвездием». Ракеты семейства «Арес» предполагалось создавать в соответствии с модульным принципом фон Брауна, который сыграл столь важную роль в успехе «Сатурна-1B» и «Сатурна-5».
Многие из компонентов ракеты-носителя «Арес-1» должны были стать основой предназначенного для тяжелых грузов «Ареса-5», что заметно снизило бы стоимость разработки. После ввода в строй «Ареса-1», в целом для «Ареса-5» необходимо было бы разработать только большие топливные резервуары.
Проектирование и создание оборудования и инфраструктуры уже начинали осуществляться. Была начата детальная проработка всех основных аспектов программы. НАСА и страна в целом были охвачены энтузиазмом.
И вот, недавно, когда президент Обама опубликовал новый бюджет НАСА, оказалось, что он подразумевает небольшое увеличение общего финансирования, значительные ассигнования на исследования и разработку технологий, продление срока службы Международной космической станции до 2020 года, долгосрочные планы по разработке нового носителя большой мощности и значительные средства на развитие коммерческого доступа на околоземную орбиту
Хотя некоторые из этих предложений не лишены смысла, связанное с ними решение закрыть программу «Созвездие» и отменить планы по созданию «Ареса-1» и «Ареса-5» и корабля «Орион» абсолютно пагубно.
В этом случае Америка сможет получать доступ на околоземную орбиту и Международную космическую станцию только по соглашению с Россией, продающей места на своих «Союзах» – больше чем по 50 миллионов долларов за место (причем в ближайшем будущем цена, как ожидается, должна заметно возрасти). Так будет до тех пор, пока мы не сможем обеспечить полеты на орбиту самостоятельно.
О доступности коммерческих полетов на орбиту, о которых говорит президент, пока ничего нельзя сказать с уверенностью, однако, вероятно, их развитие займет значительно больше времени и будет дороже, чем мы хотели бы надеяться.
Судя по всему, мы потеряем более 10 миллиардов долларов, вложенных в «Созвездие», и, что столь же важно, мы потеряем время – те годы, которые понадобятся нам, чтобы воссоздать то, от чего мы отказываемся.
Для Соединенных Штатов, почти полвека бывших ведущей космической державой, оказаться на неопределенное время без транспорта, способного доставлять космонавтов на околоземную орбиту, и без необходимого для выхода за пределы земной орбиты опыта, значит перейти во второй или третий ряд.
Хотя план президента предусматривает в будущем пилотируемые космические полеты - возможно, даже на Марс, - отсутствие ракет и космических кораблей приведет к тому, что такой возможности у нас не будет еще многие годы.
Без навыков и опыта, которые обеспечивает реальная работа в космосе, США, скорее всего, начнут медленно скатываться на средний уровень. Америка должна решить, хочет ли она остаться лидером в космосе. Если да, мы должны сохранить программу, которая дает нам неплохой шанс достигнуть этой цели.
Нил Армстронг (Neil Armstrong), командир «Аполлона-11»
Джеймс Ловелл (James Lovell), командир «Аполлона-13»
Юджин Сернан (Eugene Cernan), командир «Аполлона-17»