Этим утром (материал опубликован 25 июля – прим. ред.) Белый дом Обамы был в ярости по поводу крупномасштабной утечки военных документов, излагающих неприкрытую правду по поводу войны в Афганистане. Одновременно, обитатели Западного крыла, должно быть, почувствовали некоторое облегчение. Когда они впервые узнали о том, что сайт WikiLeaks предоставил газете New York Times и нескольким другим СМИ, поразительные 92 тысяч документов, высокопоставленные чиновники администрации Обамы, должно быть, были в панике по поводу того, какие ужасные секреты могут выйти на поверхность. Но, как оказалось, большинство ужасающих аспектов афганской войны – по крайней мере, те, что подробно описаны в этом кладезе инсайдерской информации – уже и так довольно хорошо известны.
Например, ни для кого не было секретом, что талибы оказались гораздо более стойкими, чем кто-либо ожидал; что спецназ США охотится за лидерами Талибана и уничтожает их, не предоставляя им возможности справедливого суда; что элементы в эшелонах власти нашего мнимого союзника Пакистана играют в зловещие двойные игры с радикальными исламистами; что наши войска регулярно убивают невинных афганцев. Как знает любой человек, знакомый с историей Пэта Тиллмана (Pat Tillman, игрок в американский футбол, оставивший профессиональный спорт и вступивший в армию США в 2002 году. Погиб под «дружественным огнём» в горах на востоке Афганистана. Его смерть широко освещалась в СМИ и стала предметом военного расследования – прим. перев.), не секрет даже то, что иногда военные манипулируют фактами о войне.
Кладезь документов, опубликованных на WikiLeaks, подтверждает все эти факты. Их структура и подробности, несомненно, заставляют по-новому оценить то, насколько трудны военные усилия. Но то, как они были представлены новостными организациями, учитывая, что WikiLeaks передали им документы заранее, указывает на то, что в этих бумагах нет никаких особых, фундаментально новых истин. (Команда Обамы также может утешиться тем, что документы покрывают период с января 2004 по декабрь 2009 года, таким образом, подавляющее большинство из них связаны с событиями, происходившими до прихода Обамы к власти, и закончившимися как раз в то время, как Обама объявил о завершении процесса пересмотра афганской стратегии.)
Возьмем, к примеру, вероятно самое взрывоопасное обвинение, которое привело к появлению воскресной ночью на сайте New York Times заголовка «Пакистан помогает мятежникам в Афганистане, подтверждают отчеты». Вот первый абзац этой истории:
Согласно собранию секретных военных донесений, опубликованных в воскресенье, американцы, ведущие войну в Афганистане, уже давно подозревали, что военная разведка Пакистана оказывает афганским мятежникам скрытую помощь, несмотря на то, что Пакистан получает от Вашингтона более миллиарда долларов в года за свою помощь в борьбе с боевиками.
Это не должно удивить кого-либо, кто хоть мельком просматривает первые страницы основных газет. Взгляните, к примеру, на эту статью, появившуюся на первой странице New York Times 26 марта прошлого года:
По словам представителей американского правительства, расширение на юге Афганистана военной операции Талибана стало возможно, в частности, благодаря прямой поддержке агентов пакистанской военной разведки, несмотря на обещания правительства Пакистана оборвать связи с вооруженными группировками, ведущими в Афганистане боевые действия.
Это не к тому, что эти документы несущественны. Иногда очень важно увидеть, как суровые истины озвучивают не военные корреспонденты в своих репортажах, а мужчины и женщины на местах в своих донесениях. Более того, шумиха в СМИ по поводу этих документов, которые уже сравнивают с «документами Пентагона», опубликованными в годы войны во Вьетнаме, наверняка, напугает общественность и еще больше уменьшит поддержку этой войны.
И это что-то да и значит. За последние месяцы мы наблюдали стабильный поток негативных заголовков из Афганистана, начиная с переменных успехов разрекламированного наступления в Мардже и заканчивая эффектной отставкой генерала Стэнли Маккристала. Утечка на WikiLeaks, несомненно, ускорит распространение ощущения, как по всей стране, так и здесь, в Вашингтоне, что военные усилия уже практически невозможно поддерживать. И сейчас главной тайной, которую никто не разглашает, является ответ на вопрос о том, согласен ли с этой точкой зрения Барак Обама.