В последние полтора года депутаты Конгресса от Республиканской партии по большей части оставались в стороне от внешней политики, не будучи в состоянии набрать достаточное количество голосов, чтобы заблокировать действия президента Барака Обамы по приведению внешнеполитического курса США в соответствие его более дипломатичному подходу и к большей ориентированности на поиск компромисса. Теперь, однако, до промежуточных выборов остаётся всего несколько месяцев, и Обама хочет заручиться поддержкой сверх-сверхбольшинства сенаторов — ему нужно шестьдесят семь голосов, то есть по меньшей мере восемь голосов республиканцев — чтобы ратифицировать новый договор о разоружении СНВ, который он заключил с Россией и который является краеугольным камнем его плана по уничтожению атомного оружия.
Уже несколько недель Белый дом, Пентагон и демократы в Сенате усиленно работают над тем, чтобы перетянуть на свою сторону республиканцев, которые, в свою очередь, выражают обеспокоенность в связи с некоторыми моментами в тексте договора, непрекращающимися усилиями по модернизации ядерного арсенала, а также будущим противоракетной обороны. Но усилия эти пока не принесли плодов, и республиканцы требуют новых и новых гарантий.
Во вторник председатель комитета по международным отношениям Джон Керри принял решение отложить запланированное на утро среды голосование по договору до середины сентября, что ставит в опасность цель Белого дома ратифицировать договор до конца года.
«Аналогичные договоры о разоружении ратифицировались подавляющим большинством голосов, и сенатор надеется, что этот тоже будет ратифицирован подавляющим большинством», — заявил на этой неделе пресс-секретарь Керри Фредерик Джонс (Frederick Jones).
«Время на это ещё есть», — считает Кингстон Риф (Kingston Reif), директор программы нераспространения ядерных вооружений при организации Council for a Livable World. Но Риф, возможно, слишком оптимистичен. В разгар предвыборной кампании у республиканцев будет даже меньше стимулов отдавать Обаме победу на внешнеполитическом фронте, чем обычно. Уже несколько месяцев функционеры Сената жалуются, что процесс ратификации пытаются насильственно ускорить, утверждая, что им нужно больше времени на рассмотрение протокола переговоров и получения ответов на дополнительные вопросы.
«Это представление, что [ратификация] должна случиться до ноября, совершенно абсурдно», — считает один из функицонеров Сената от Республиканской партии. — «Это насквозь пропахло политикой».
За исключением одного-единственного республиканца — сенатора от штата Индиана Ричарда Лугара (Richard Lugar) — никто в партии не выразил готовности поддержать договор. Многие республиканцы — от действующих сенаторов до желающих сразиться за президентское кресло в будущем — выражали серьёзные сомнения. Самые главные вопросы связаны как с техническими аспектами проблемы (финансирование новых зданий лабораторий в Лос-Аламосе (штат Нью-Мексико), например, или в Оук-Ридже (штат Теннесси)), так, например, и с судьбой проекта подготовки нового поколения инженеров ядерщиков, а также с тем, что делегаты от администрации слишком много уступили российской стороне на переговорах. К тому же нельзя забывать и о календаре политических событий: Митт Ромни (Mitt Romney), желающий выставить свою кандидатуру на выборах 2012-го года, но не имеющий влияния на политику Вашингтона, громче всех выступал против ратификации, в частности, став автором опубликованной в Washington Post статьи, где договор был назван «самой серьёзной ошибкой, допущенной Обамой на внешнеполитическом фронте».
Прочие, как, например, сенатор Джон Маккейн, которому в ближайшие недели предстоит выступить на трудных праймерис, требуют поправок к договору, поднимая, в частности, вопросы о тех частях текста договора, которые даже по его мнению не вызывают проблем у военных. На заседании в четверг Маккейн обрушился на Белый дом, обругав его за согласие «явным и юридически обязывающим образом ограничить набор доступных нам вариантов с противоракетной обороной». Имелась в виду та часть договора, согласно которой США запрещается конвертировать оставшиеся шахты запуска межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в элементы противоракетной обороны, от чего в армии США всё равно отказались, потому что это слишком дорого и неоправданно с точки зрения стратегических рисков. Аналитики обеспокоены тем, что запуск ракеты оборонного назначения с шахты для МБР может быть ошибочно принят русскими за попытку нанести ядерный удар.
В последний месяц сенатор от штата Аризона Джон Кил (John Kyl) и прочие сенаторы встречались с лидерами Сената и с вице-президентом Джо Байденом, чтобы высказать ему свою обеспокоенность. В прошлую пятницу Кил вместе с сенаторами Джоном Тьюном (John Thune) от Южной Дакоты, Бобом Коркером (Bob Corker) от Теннесси и Джеймсом Ришем (James Risch) от Айдахо посетили лаборатории в Лос-Аламосе, но по итогам визита никакого заявления не сделали. Белый дом тоже много месяцев работает над тем, чтобы успокоить республиканцев.
«Мы перепробовали много способов, чтобы прояснить готовность президента заниматься модернизацией ракетно-ядерного комплекса» — сказал высокопоставленный представитель администрации.
Президент Обама заявлял, что хотел бы ратифицировать договор к концу года, а его помощники подчёркивали давно существующую обеспокоенность в связи с поддержанием статус-кво при том, что как Россия, так и США не имеют возможности наблюдать за деятельностью друг друга в сфере атомного оружия.
«Представители разведки скажут вам, что предпочли знать об этом больше, а не меньше», — сказал представитель администрации.
Переговоры между республиканцами и Белым домом пока что происходят преимущественно в частном порядке. Но если трения будут нарастать и в дальнейшем, то дебаты могут перенестись в публичную сферу, на что явно надеются некоторые представители Республиканской партии. Специалист по проблемам нераспространения ядерных вооружений из фонда Ploughshares Fund и сторонник договора Джозеф Сиринсиоун (Joseph Cirincione) видит проблему в том, чтобы вступить в диалог с республиканцами, пытающимися заблокировать договор, заняв милитаристские позиции.
«Они не могут “казнить” договор, особенно когда каждый стратег национальной безопасности в стране, даже если он республиканец, выступает за», — считает Сиринсиоун. — «Чтобы проголосовать против, им придётся пойти против рекомендации армии США и оборонного истеблишмента».
Скорее всего, предупреждения Сиринсиуона не будут услышаны республиканцами, выступающими против договора. Они же, как написал в июле Ромни, пользуясь выражениями предвыборной кампании, верят, что «на кону безопасность США».