Введение
Большое спасибо за приглашение присоединиться сегодня к вам. Значительную часть своей карьеры я посвятила работе на стыке политики и науки, поэтому подобные симпозиумы это моя стихия. Научная дипломатия крайне важна для предстоящей работы, и несомненно то, что на данном симпозиуме родятся ценные идеи, способствующие продвижению программы ядерной безопасности.
Хотела бы похвалить за отличную работу Институт мира США, а также Комитеты международной безопасности и контроля вооружений как американской, так и российской академии наук. На протяжении 30 с лишним лет вы оказывали и оказываете влияние на политику ядерной безопасности США и СССР, а сейчас России.
Должна сказать, что скучаю по тому времени, когда работала в этом комитете, а также по имевшейся у меня возможности участвовать не только в технических обсуждениях, но и в более неформальных обменах.
Хотела бы отдать должное Рэймонду Джинлозу за его руководство Комитетом международной безопасности и контроля над вооружениями, а также поприветствовать выдающихся российских экспертов, участвующих в работе комитета или на протяжении многих лет помогающих его работе консультациями – сегодня здесь присутствуют Евгений Авронин, Николай Пономарев-Степной, Роальд Сагдеев, Виктор Есин и Виктор Фирсов.
За эти годы проделана большая совместная работа, и глядя в будущее, мы внимательно размышляем о прошлых межгосударственных проектах, таких как Совместный эксперимент по контролю.
Совместный эксперимент по контролю стал новаторским начинанием для своего времени; он создал золотой стандарт для межгосударственной деятельности. Мои комплименты Евгению Авронину, который вместе с директором Института стратегической стабильности и бывшим министром атомной энергии Виктором Михайловым и Полом Робинсоном отвечал за проведение Совместного эксперимента по контролю. Вы создали прекрасный пример научного сотрудничества в государственной сфере.
Когда я возглавляла Московский центр Карнеги, для меня всегда было крайне ценно иметь возможность из первых уст выслушать мнения и оценки выдающихся российских экспертов, многие из которых обладают огромным опытом руководства Ракетными войсками стратегического назначения и ведомством атомной энергетики. Хотела бы выразить признательность Виктору Есину, за полезными и интересными аналитическими материалами которого по вопросам ядерных сил России и США я постоянно слежу; а также заместителю директора Курчатовского института Николаю Пономареву-Степному, который был одной из самых активных и действенных фигур в российско-американском сотрудничестве в рамках программы «За совместное снижение опасности».
Совсем недавно, на прошлой неделе я проводила конференцию, цель которой заключалась в продолжении разговора и размышлений о проблемах проверок и контроля, с которыми мы сталкиваемся, работая в интересах создания мира, свободного от ядерного оружия. Я говорю «продолжение», потому что с этой проблемой мы боремся на протяжении десятилетий, и будем продолжать бороться в предстоящие десятилетия. Мы всегда должны думать о том, как увеличить наш потенциал в этих областях, как развить работу прошлого, когда мы пользуемся преимуществами новых появляющихся технологий. Эта важнейшая работа наполнит содержанием наши подходы к будущим соглашениям по контролю вооружений.
Для вас не станет неожиданностью то, что я хочу сегодня сделать несколько замечаний по поводу нового договора СНВ и наших усилий по подготовке к вступлению этого договора в силу. Я хочу также отметить еще одно очень важное соглашение между Соединенными Штатами и Россией о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, известное как Соглашение 123. Если новый СНВ способствует укреплению ядерной безопасности за счет сокращения стратегических сил США и России, то Соглашение 123 впервые нормализует и расширяет наши ядерные отношения с Россией в гражданской области, а также помогает расширить сотрудничество в атомной энергетике и в совместных усилиях по нераспространению, таких как экспертно-технический анализ ядерных материалов и радиоактивного загрязнения.
Я также обращусь к другим критически важным вопросам в повестке контроля ядерных вооружений, включая их дальнейшее сокращение, к Договору о прекращении производства расщепляющихся материалов, а также к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Новый СНВ
22 декабря Сенат Соединенных Штатов Америки дал рекомендацию и согласие на ратификацию нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, проголосовав за него подавляющим большинством от обеих партий - 71 голос против 26.
Следующий шаг это утверждение договора в российском законодательном органе власти – в Думе и Совете Федерации, после чего должен состояться обмен ратификационными грамотами для вступления договора в силу.
Новый СНВ это самое важное соглашение в области контроля ядерных вооружений почти за два десятка лет. Он устанавливает ограничения по количеству стратегических ядерных боезарядов и пусковых установок, которые могут развертывать Соединенные Штаты и Россия, обеспечивая при этом эффективность американских сил ядерного сдерживания.
Этим договором устанавливается эффективный режим контроля с целью проверки соблюдения Россией и Соединенными Штатами данного соглашения, включая обмен данными по стратегическим наступательным вооружениям, уведомления об изменениях в этих данных, а также проверки на местах для их подтверждения. Вся эта деятельность не проводилась после окончания год с небольшим тому назад срока действия предыдущего договора СНВ.
Мы готовимся к вступлению нового СНВ в силу, в том числе, к обмену уведомлениями, как того требует договор. Такой обмен начнется незамедлительно после вступления договора в силу. Мы в рамках действия договора также готовимся к первоначальному обмену данными по ракетам, пусковым установкам, тяжелым бомбардировщикам и боезарядам, который должен начаться через 45 дней после вступления соглашения в силу. Большая работа проводится также по подготовке к первым проверкам на местах. Право на проведение проверок на местах появится у сторон спустя 60 дней после вступления договора в силу.
Новый договор СНВ создает условия для дальнейшего ограничения и сокращения ядерного оружия. Как заявил президент Обама во время подписания в Праге 8 апреля прошлого года нового договора СНВ, когда соглашение вступит в силу, Соединенные Штаты намерены продолжать вместе с Россией процесс дальнейших сокращений стратегических и нестратегических ядерных вооружений, включая неразвернутые ядерные боезаряды.
В процессе ратификации Сенат четко заявил о своей заинтересованности в обсуждении проблемы неравенства в оперативно-тактическом ядерном оружии между США и Россией. В своей резолюции о согласии на ратификацию Сенат призывает Соединенные Штаты добиться начала переговоров с Россией по нестратегическим ядерным вооружениям в течение года после вступления в силу договора СНВ.
Ведется активная работа по подготовке к диалогу с Россией по нестратегическим ядерным вооружениям. Я бы также отметила значительные усилия неправительственных организаций как здесь, так и в России, предпринятые с целью изучения и освещения этих вопросов. Это дает обильную и весьма ценную пищу для размышлений тем из нас, кто работает над данными проблемами в правительстве.
Соглашение 123
Как я говорила ранее, на прошлой неделе в наших отношениях с Россией был сделан еще один важный шаг вперед, когда посол Байерли и заместитель министра иностранных дел России Рябков обменялись дипломатическими нотами о вступлении в силу так называемого Соглашения 123. Стороны уже довольно давно пытаются ввести в действие это соглашение о ядерном сотрудничестве.
Данное соглашение дает преимущества в целом ряде областей, но я здесь хотела бы отметить аспект, относящийся к развитию сотрудничества в важной сфере глобального нераспространения. Соглашение 123 создаст условия для наращивания сотрудничества в совместной разработке технологий обеспечения контроля вооружений и действий по нераспространению. Оно также создаст необходимые правовые рамки для совместной работы по переводу исследовательских реакторов с высокообогащенного урана на низкообогащенное урановое топливо. Соглашение 123 поможет развитию сотрудничества в вопросах экспертно-технического анализа ядерных материалов, что позволит нам лучше распознавать ядерные материалы, предотвращая их попадание в руки террористов, а также создаст условия для расширения технического сотрудничества по выработке международных мер безопасности следующего поколения.
Договор о прекращении производства расщепляющихся материалов
Теперь я перехожу к двум дополнительным и крайне важным составляющим президентской программы по контролю вооружений. Во-первых, это Договор о прекращении производства расщепляющихся материалов. Госсекретарь Клинтон вновь подчеркнула в мае на конференции по нераспространению ядерного оружия, что мы готовы незамедлительно начать многосторонние переговоры по поддающемуся проверке Договору о прекращении производства расщепляющихся материалов на Конференции по разоружению в Женеве.
Такие переговоры назрели уже давно, и это важный шаг в международной повестке контроля вооружений. Соединенные Штаты глубоко разочарованы тем, что на Конференции по разоружению не удалось начать такие переговоры. Очередное заседание конференции начнется на следующей неделе, и я планирую поехать в Женеву, чтобы совместно с нашим представителем, послом Лорой Кеннеди поработать с новым председателем Конференции по разоружению послом Гриниусом из Канады и представителями других заинтересованных государств над выработкой путей по продвижению вперед Договора о прекращении производства расщепляющихся материалов.
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний
На той же конференции по нераспространению госсекретарь Клинтон вновь подтвердила готовность США ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний – ДВЗЯИ. Введение в действие ДВЗЯИ остается важным элементом стратегии президента по укреплению режима ядерного нераспространения и созданию условий для безъядерного мира.
Многое изменилось с тех пор, как американский Сенат отказался ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в 1999 году. В то время Сенат выразил обеспокоенность, в частности, по поводу осуществимости контроля за исполнением этого договора и надежности американских сил ядерного сдерживания без проведения ядерных испытаний. Что касается первого вопроса, то комиссия по подготовке ДВЗЯИ добилась за прошедшее десятилетие больших успехов в деле создания режима проверки по договору, а Соединенные Штаты усовершенствовали свои национальные технические средства контроля ядерных испытаний. Так, Международная система мониторинга создана сегодня боле чем на 80%. Когда Сенат голосовал по договору в первый раз в 1999 году, ни одна из станций Международной системы мониторинга не имела сертификата соответствия утвержденным техническим спецификациям и эксплуатационным требованиям.
Что касается обеспокоенности по поводу надежности американского арсенала, то сегодня ясно, что мы в состоянии и дальше обеспечивать надежность нашего ядерного оружия и жизнеспособность нашего ядерного комплекса, не прибегая к ядерным взрывам в рамках испытаний. Более того, администрация взяла на себя обязательства по осуществлению в предстоящем десятилетии значительных капиталовложений в поддержание наших сил ядерного сдерживания и в модернизацию комплекса ядерных вооружений.
Какое-то время мы выполняли очень важную «домашнюю работу», необходимую для успешной ратификации ДВЗЯИ. К ней относится Национальная разведывательная оценка обстановки и независимое исследование Национальной академии наук по мерам проверки исполнения данного договора.
Администрация будет консультироваться по этому договору с руководством Сената, в том числе, с сенаторами Керри и Лугаром, которые являются, соответственно, председателем сенатского комитета по международным отношениям и его влиятельным членом.
В то время как администрация готовится к повторному рассмотрению ДВЗЯИ в Сенате, Соединенные Штаты активизируют свое участие в деятельности комитета по подготовке договора, особенно в части, касающейся режима проверки.
После восьми лет отсутствия американские эксперты сегодня в полной мере задействованы в подготовительной работе по созданию элемента проверочного режима по проведению инспекций на местах. Это часть американского вклада в работу Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Эти действия демонстрируют решимость США подготовиться к вступлению договора в силу. Мы будем и впредь предпринимать дополнительные шаги по укреплению нормативов против ядерных испытаний.
Заключение
В повестке контроля ядерных вооружений на перспективу имеются и благоприятные возможности, и трудности. Проблемы мониторинга, открытости и проверок чрезвычайно сложны сами по себе. Но у нас есть в распоряжении талант и солидные способности для решения этих проблем, а также столь необходимое и желанное партнерство с научным сообществом США, России и других стран. Конференции, подобные этой, дают важную и полезную возможность для обмена идеями и для расширения горизонтов. Я благодарна вам за эту возможность обратиться к вам сегодня, и с нетерпением жду ваших вопросов, идей и дискуссий.
Роуз Готтемюллер - помощник госсекретаря США по вопросам проверки и соблюдения соглашений по контролю над вооружениями
Выступление на симпозиуме, организованном Национальной академией наук и Институтом мира США