Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Манас – напрасный труд

США нужна работающая энергетическая стратегия

© РИА НовостиАвиабаза Военно-воздушных сил (ВВС) США «Манас»
Авиабаза Военно-воздушных сил (ВВС) США «Манас»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Место действия – Киргизия. Американское правительство платит миллиарды долларов таинственному американскому бизнесмену, известному широкой общественности лишь в качестве владельца сети недорогих закусочных. Его миссия: дергать за нужные ниточки с целью приобретения и транспортировки огромных объемов топлива для американских военных.

История звучит как шпионский роман.

Место действия – Киргизия. Американское правительство платит миллиарды долларов таинственному американскому бизнесмену, известному широкой общественности лишь в качестве владельца сети недорогих закусочных. Его миссия: дергать за нужные ниточки с целью приобретения и транспортировки огромных объемов топлива для американских военных. Обвинения в том, что правительство Киргизии принимало откаты от этих сомнительных сделок, привело к падению режима в Киргизии. Русские, как главные поставщики топлива в регионе, вмешались, вслед за ними и китайцы. Отношения между правительствами стали напряженными. Между тем упорные журналисты выяснили, что топливные компании таинственного бизнесмена, зарегистрированные в Гибралтаре, представляют собой не более чем просто юридические адреса. Чем больше удавалось журналистам накопать, тем более сюрреалистично звучала вся история…

К сожалению, это все не выдумано. Именно так США обеспечивают поставки топлива в Манас, военно-воздушную базу, играющую важную роль в войне в Афганистане.

Ситуация в Киргизии не является отражением неудач военных логистов, также это не говорит о том, что у США есть много других возможностей обеспечить снабжение топливом и есть, из чего выбирать, кроме действующей схемы. Скорее она подчеркивает тот факт, что эти решения принимались тогда, когда вездесущая доступность нефти была чем-то само собой разумеющимся, и когда надзор за военными расходами был ослаблен. Однако министерству обороны явно не хватает долгосрочной энергетической стратегии, а правительству США, вообще говоря, не хватает возможностей решения энергетических вопросов, когда оно занимается военными операциями. С учетом этих условий, неудивительно, что обеспечение поставок топлива чревато как очевидными проблемами, так и глубокими тайнами.

Но решая вопрос о том, как Соединенным Штатам обеспечивать свою национальную безопасность в будущем, такие условия больше сохраняться не могут. Конец эпохи почти тотальной зависимости от одного вида топлива, нефти, уже на горизонте. Затягивание поясов теперь станет нормой в Вашингтоне. И неважно, каких масштабов и какого характера конфликты будут помимо Афганистана, американским военным нужно будет получать энергоснабжение для своих операций в условиях сжатых бюджетных ассигнований.

И конечно, не вариант снабжать топливом американских военных при помощи отвратительных и таинственных партнеров. Сочетание эффективных технологий, диверсифицированных источников поставок топлива и активной дипломатии явно потребуется. Что касается роли Вашингтона, то необходимы три прямых и откровенных шага для минимизации пустых разговоров о действенных энергопоставках и смягчения негативных геополитических побочных эффектов.

Во-первых, лучшим способом привлечь общественное внимание к этой проблеме будут слушания в конгрессе. Подкомитет палаты представителей по национальной безопасности и международным делам расследует это дело, но без общественных слушаний результаты этого расследования рискуют остаться без должного внимания и могут не привести к корректирующим действиям. Новый конгресс должен серьезно изучить вариант с более открытым общественным форумом после завершения подготовки доклада подкомитета.

Целью слушаний в конгрессе будет не инкриминирование чего-либо незаконного тем, кто несет ответственность за киргизские топливные контракты. Прежде всего, вероятно, что нынешние обстоятельства были практически неизбежны для столь продолжительного конфликта как афганский. Тем не менее, не будет никакого оправдания повторению ситуации с подобными условиями в будущем.

Общественные слушания могут помочь лидерам нации и министерству обороны вынести уроки из случившегося для будущих военных операций и понять, где могли бы помочь технологические и дипломатические решения. Они могут внести свой вклад в определение мер (находящихся под контролем США) для облегчения решения проблем со снабжением топливом в операциях будущего аналогичного масштаба, с которым столкнулась страна в Афганистане и Ираке. Это сама суть нашей системы сдержек и противовесов, и это сравнительно продуктивный способ для конгресса изучить пути улучшения ситуации с управлением долларами налогоплательщиков.

Помимо надзора со стороны конгресса, свою важную роль в обеспечении дипломатии, сконцентрированной на энергетических вопросах, может сыграть Госдепартамент. Несколько региональных и функциональных бюро сейчас уже занимаются энергетикой как частью своей работы. Но как отмечалось в четырехлетнем обзоре дипломатии и развития (Diplomacy and Development Review), вышедшем в конце 2010 года, появление нового, созданного на базе всего Госдепартамента бюро по энергоресурсам значительно улучшит возможности ведомства в плане решения вопросов, связанных с природными ресурсами. Эта служба должна появиться как можно скорее, и частью ее работы должна стать координация с министерством обороны по вопросам оперативной стратегии в области энергетики.

Наконец, само министерство обороны должно расширить свои усилия в плане действенной операционной энергетики. Эти службы сделали похвальные, нужные шаги, основали работающие энергетически офисы, и каждый разработал свою собственную стратегию в энергетическом секторе. В соответствии с мандатом от конгресса, офис министра обороны также основал оперативную энергетическую службу, призванную улучшить условия в этой области в нынешних войнах.

Однако стратегии конкретных служб концентрируются в основном на вопросах краткосрочного значения, а министерству по-прежнему не хватает сложного, комплексного подхода, долгосрочной стратегии, которая будет учитывать тенденции в развитии энергетики, спрос, запасы и цены. Учитывая это, ведомство закупает активы – самолеты, корабли и оборудование – и этот процесс будет длиться десятилетиями, а нынешняя нехватка широкой энергостратегии повлияет на топливные нужды для военных операций и в далеком будущем. Это наш долг перед мужчинами и женщинами в форме – улучшить процессы закупок и доставки топлива для будущих военных операций. Это наш долг перед американскими налогоплательщиками – минимизировать число темных сделок, осуществляемых во имя защиты интересов национальной безопасности США. Путь к успеху в решении этих задач будет включать создание творческой дипломатии для смягчения наших энергетических отношений и гарантирования того, что у министерства обороны будут ресурсы, необходимые ему для ответа на долгосрочные энергетически вызовы. И самое важное, это потребует от конгресса открыто изучить факторы, которые привели к тому, что мы вынуждены полагаться на экстремальные меры для обеспечения авиационного топлива для ведения войны в Афганистане.

Кристин Партемур – исследователь в Центре новой американской безопасности (Center for a New American Security - CNAS), где она занимается изучением последствий для национальной безопасности со стороны вопросов энергетической безопасности и изменений климата. CNAS является беспристрастным негосударственным аналитическо-исследовательским центром, базирующимся в Вашингтоне.