Нью-Йорк – Издатель New York Times Артур Сульцбергер-младший (Arthur Sulzberger Jr.) рискует наследием своей газеты - да и своим собственным – делая новую попытку введения платной подписки.

После презентации в Канаде широко разрекламированная программа платной подписки будет предложена 28 марта американским читателям электронной версии издания, а также всему остальному миру. Реализация данной программы идет в ногу с 21-м веком. Это многослойный план, предназначенный для удовлетворения спроса в таких сегментах рынка, как мобильные телефоны и планшетные устройства. И он весь усеян отпечатками пальцев Сульцбергера.

Сульцбергеру ошибаться нельзя. Вряд ли будет преувеличением сказать, что от его владения мастерством цифровых технологий зависит будущее компании и газеты.

Я писал и говорил в телепрограммах, что если финансовая структура материнской компании даст еще большую слабину, ее со временем приобретет нацелившийся на поглощения Bloomberg.

Если новая идея с платной подпиской лопнет, критики снова поднимут Сульцбергера на вилы за то, что он пошел неверным путем. С платной подпиской на Times Select Сульцбергер просчитался, понадеявшись на привлекательность этого издания для публики. Сервис создал платную модель на материалы многих своих авторитетных обозревателей, продолжая при этом бесплатно предлагать новости.

Данная программа не оправдала ожиданий и была со временем ликвидирована.

Теперь Сульцбергер делает ставку на то, что читатели New York Times настолько преданы газете, что заплатят за подписку, лишь бы иметь возможность и дальше читать ее онлайновую версию.

Качественная журналистика

По репутации Сульцбергера был нанесен удар, когда начались проблемы с Times Select. Люди начали сомневаться в том, что он хорошо понимает нюансы цифрового мира, не говоря уже о привлекательности своего издания.

На протяжении десятилетий имя Сульцбергера ассоциировалось с качественной журналистикой. Империей New York Times руководили дед и отец Сульцбергера. Поэтому сегодняшнему владельцу трона надо быть достойным своих преемников, что не просто.

Во время интервью Сульцбергер может быть дружелюбным и открытым, но порой бывает грубым и неприветливым. Например, несколько  лет тому назад я в течение часа брал у Сульцбергера интервью в его кабинете по поводу состояния дел в компании.

Когда я опубликовал отчет о нашей беседе, сосредоточив внимание на некоторых хорошо известных проблемах газеты, он дал весьма резкую оценку этому материалу. «Почему Джон просто прочищает свое горло?» - спросил Сульцбергер у своего партнера, подразумевая тем самым, что моя статья оказалась пустышкой. (Я посчитал это умным, но оскорбительным замечанием, и с тех пор сам использую эту фразу).

Ожидания оправдаются?

Возможно, те надежды, которые возлагаются на программу платной подписки, оправдаются. Сульцбергер много времени провел в Кремниевой долине, пытаясь просчитать, как можно заставить цифровые технологии работать на Times.

Вызывает облегчение то, что Times, наконец, сделала это объявление. Мир томился в ожидании, а Сульцбергер все мучился, не зная, как поступить. В индустрии СМИ это превратилось в большую салонную игру. Будет ли он взимать плату за чтение новостей и статьей обозревателей из газеты? Или только за новости?

Более мучительным, чем введение платной подписки на New York Times, было лишь представление невезучего «Человека-паука» на Бродвее.

Сульцбергер и сам признает серьезность ситуации. В письме читателям по поводу введения платной подписки на электронную версию газеты он использует такие слова как «значительное изменение» и «важный шаг».

Он считает этот план «инвестицией в New York Times, которая укрепит наши возможности по представлению читателям всего мира и на любой платформе ярких образцов высококачественной журналистики».

Акционерам Times хорошие новости не помешали бы. Акции компании в этом месяце упали примерно на14%, а за весь 2011 год на 9%.

Сульцбергер, который является  также главой материнской компании New York Times, пытается бороться с финансовыми проблемами своего издания. Приобретение компанией Boston Globe оказалось фиаско, поскольку состояние экономики Новой Англии и состояние газетной отрасли ухудшается. Times также подвергли суровой критике за переплату, когда компания приобрела About.com.

Миллиардер Карлос Слим (Carlos Slim) поспешил на выручку компании со своими деньгами, хотя ходят слухи, что когда-нибудь Слим постарается взять New York Times в свои руки.

Если новая программа потерпит неудачу, задавать вопрос о том, не прочищает ли Сульцбергер свое горло, будет не только Карлос Слим.

Джон Фридман – старший обозреватель MarketWatch.