Несмотря на успех состоявшегося на прошлой неделе визита в Вашингтон российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, одним из самых долговечных препятствий, продолжающих создавать трения в российско-американских отношениях, остается противоракетная оборона. Как оптимально наладить взаимодействие между Россией и НАТО в области ПРО? Этот вопрос стал камнем преткновения, мешающим двустороннему сотрудничеству на протяжении десятилетий. В идеале США следует отказаться от выдумки о том, будто данный проект предназначен для защиты от иранских ракет, и отменить планы ПРО как дорогое и отвлекающее внимание удовольствие. А до тех пор США, их союзникам и России лучше найти способы для объединения усилий в создании совместной системы противоракетной обороны.
Похоже, что нет никаких шансов на создание «секторальной» или «зональной» системы ПРО, в которой обязанности по защите были бы распределены между Россией и НАТО. Не сумев договориться, Россия и НАТО должны налаживать и поддерживать взаимодействие между своими отдельными программами. У США и НАТО не должно быть никаких трудностей в предоставлении России необходимых ей гарантий того, что система НАТО не предназначена для использования против нее.
Пока сохраняется впечатление, что ПРО предназначена для снижения эффективности российского арсенала, пока эта программа будет служить для поощрения антироссийской политики в США и Европе, она будет и дальше порождать враждебную защитную реакцию. Вряд ли может быть конструктивным тот факт, что сторонники ПРО в США полны решимости увязать проекты противоракетной обороны с антироссийской в целом внешней политикой.
Противники договора о сокращении вооружений настояли на увязке между ратификацией соглашения, против которого они выступали, и продвижением программы ПРО, которую они столь фанатично отстаивают. Такая увязка будет лишь способствовать укреплению российских руководителей во мнении о том, что отстаивание американцами программы ПРО это досадный факт, нацеленный на срыв российско-американского сотрудничества. В прошлом сторонники ПРО пользовались антироссийскими настроениями в Восточной Европе для пропаганды планов ПРО, хотя все прекрасно понимали, что это жест, направленный против Москвы.
Проблема противоракетной обороны вновь всплыла на поверхность в качестве основной причины для противодействия Сената утверждению Майкла Макфола (Michael McFaul) в должности нового посла США в России. Сенатор-республиканец из Аризоны Джон Кайл (Jon Kyl) давно уже выступает за создание ПРО, и он был ведущим оппонентом нового договора СНВ, отчасти на основании несправедливых утверждений о том, что договор подрывает возможности США по созданию этой системы. Из-за жалоб и проволочек Кайла ратификацию договора едва не пустили под откос, а его боевой клич в поддержку ПРО стал очень популярен среди выступающих против СНВ республиканцев.
Сейчас сенатор Кайл настаивает на том, чтобы администрация предоставила больше информации о сотрудничестве в вопросах ПРО в обмен на утверждение Макфола в должности. Такого рода тактика не уникальна в вопросах, относящихся к России, и республиканцы в Сенате в последние два года пользуются ею с большой регулярностью. Однако из-за нее утверждение Макфола может задержаться. Из-за нее также может быть сорвано будущее сотрудничество в вопросах ПРО – на том основании, что сторонники противоракетной обороны в Сенате возражают против сотрудничества России и НАТО.
Фанатичные приверженцы ПРО в Сенате не доверяют даже члену НАТО Турции, и не хотят, чтобы она эффективно участвовала в натовской системе противоракетной обороны. Те, кто громко выступал против договора о сокращении вооружений, сегодня критикуют назначение Макфола и политику «перезагрузки», а также противятся размещению ракетных установок ПРО в Турции. Они продолжают выступать за развертывание этих установок в Грузии и Азербайджане, и Грузия, естественно, первая в их списке предпочтений, хотя ни то, ни другое государство не состоит в НАТО. Выбор Грузии преднамеренно нацелен на провоцирование Москвы, а также на подчеркивание того обстоятельства, что сторонники жесткой линии в вопросах ПРО не отказались от своей призрачной идеи включить когда-нибудь эту страну в состав Североатлантического альянса.
К счастью, хотя ПРО остается крупным раздражителем в отношениях между двумя странами, этот вопрос не так сильно отравляет двусторонние отношения, как в 2007-08 годах, в заключительный период правления администрации Буша. Тогда администрация из кожи вон лезла в своих попытках создать проблемы в вопросе ПРО; а те страны, которые были отобраны Бушем для размещения на своей территории противоракетных установок, на самом деле, не очень-то приветствовали его предложения. Администрация Обамы с самого начала четко дала понять, что она готова уделять больше внимания претензиям и жалобам России на сей счет. Она также более гибко меняет свои позиции в вопросах ПРО. Наверное, так будет и дальше, ведь сотрудничество России и США по другим вопросам не должно страдать из-за ПРО.
Русские должны понять, что у нынешней администрации есть определенные пределы в урезании и игнорировании программ ПРО. В рамках общей политики «перезагрузки» нельзя допускать создания такого впечатления, что администрация идет на слишком большие уступки ради улучшения отношений. Если появится широко распространенное мнение о том, что США слишком много уступают России в данном вопросе, серьезно усилят свои позиции гораздо более неуступчивые республиканцы, которые не заинтересованы в конструктивных отношениях с Москвой. А это, в свою очередь, нанесет ущерб России по целому ряду других вопросов. Ради сохранения «перезагрузки» Москве необходимо чуть дольше потерпеть этот раздражающий момент с противоракетной обороной, пока Россия и США продвигают свои общие интересы в нерешенных вопросах торговли и виз.