Итак, американцам удалось избежать немедленного дефолта, договорившись в конгрессе об увеличении лимита госдолга – теперь США могут влезть в долги еще на несколько триллионов долларов.
Теперь основная мировая резервная валюта не обвалится, а вместе с ней не обвалится и крупнейшая экономика мира. По крайней мере, не в августе 2011 года.
Но чего они добились тем, что, по сути, в очередной раз просто отложили решение проблемы?
Честным и простым ответом здесь будет "ничего", и вот пять причин, почему это так.
1. Причина номер один: принятие желаемого за действительное
Все планы по снижению госдолга США предусматривают, что американская экономика в следующем десятилетии будет устойчиво расти. Будет ли? Текущие показатели роста составляют жалкие 1,3 %, и никто сейчас даже не прогнозирует улучшения ситуации в обозримом будущем. Ситуацию красноречиво подытоживает следующее высказывание: «Планы по урегулированию проблемы бюджетного дефицита и споры вокруг «потолка» госдолга поражают своей уверенностью в постоянном росте американского ВВП», – сказал в интервью Wall Street Journal Лакшман Ачутан, соучредитель и исполнительный директор Института изучения экономических циклов (ECRI).
2. Причина номер два: оффшоры и прочие чудные игры, в которые играют богатые.
Что же теперь – мор и глад? Не везде и не для всех. Посмотрите, например, на большие международные корпорации с американскими корнями. Они себя чувствуют как никогда прекрасно – спасибо «открытой экономике» и изобретательным уловкам бухучета.
Вот пара заголовков за эту неделю:
"У Казначейства США меньше ликвидности, чем у компании Apple".
По данным на среду, 27 июля, баланс Казначейства США упал до отметки 73,768 млрд. долл. Сравните это с 76,156 млрд., которые лежат в объемистых закромах Apple. Разница получается в 2,388 млрд. долларов.
"Билл Гейтс: богаче, чем правительство".
Как у них это получается. А вот так – за счет наглости (того самого второго счастья) и того, что экономисты называют «двойной ирландской схемой» (Double Irish).
Агентство Bloomberg утверждает, что Google делает это так: у него есть международная стратегия по уменьшению налогообложения, согласно которой компания декларирует свои доходы в странах с мягким налоговым законодательством, а расходы – в странах с высокими налогами. Благодаря такой стратегии Google умудряется платить налоги по ставке в целом всего 2,4%, в то время как в США ставка корпоративного подоходного налога составляет все 35%.
Другой способ максимизировать прибыль – размещать заработанные за границей деньги там же, за границей.
В 2008 году газета USA Today подсчитала, что у компании ExxonMobil должны быть где-то 56 млрд. долларов, у фармацевтического гиганта Pfizer – 60 млрд., а у General Electric – 62 млрд. долларов "нераспределенных доходов", пристроенных по оффшорам.
Вы только не подумайте, что всех корпоративных боссов устраивает ситуация, когда все нажитое непосильным трудом приходится постоянно прятать от налогового инспектора. Они же американцы, патриоты своей страны! Значит, им нужна налоговая амнистия, неужели непонятно?
Как пишет Мэтт Тэйби из журнала Rolling Stone: «Согласно налоговому законодательству, компании могут не платить налоги с прибыли, пока эта прибыль остается за рубежом. Когда эти деньги приходят в США, с них взимается налог. В 2004 году корпоративное лобби мобилизовалось, и крупнейшие работодатели вроде Cisco, Apple и GE выпросили у Конгресса «разовое» освобождение от уплаты налогов, утверждая, что пустят все сэкономленные средства на создание новых рабочих мест в Америке. Конгресс, увы, поддался на уговоры и объявил налоговую амнистию, позволив компаниям платить налоги по ставке примерно 5% вместо 35-40%. Деньги потекли обратно в США, вот только пошли они отнюдь не на создание новых рабочих мест. Вместо этого компании пустили их на бонусы топ-менеджерам и просто «проели».
Понимаете, о чем речь?
3. Причина номер три: рабочие места не возвращаются.
Простите, г-н Обама. Вы действительно хотели сделать мир лучше. Вот слова Барака Обамы в разгар его предвыборной кампании в 2007 году: "Мы можем прекратить предоставлять налоговые льготы компаниям, которые выводят наши рабочие места за границу, и вместо этого давать эти льготы компаниям, которые создают хорошие рабочие места с достойной зарплатой здесь, в Америке".
У команды Обамы был даже законопроект (года четыре назад), предполагавший создание стимулов и вознаграждений для тех работодателей, которые ведут себя как настоящие патриоты и не выводят рабочие места из США за границу.
Но у большого бизнеса были свои планы. Гендиректор Microsoft Стив Балмер пригрозил вывезти производство в другие страны, если Обама увеличит налоги для компаний. В итоге законопроект и по сей день болтается где-то в Конгрессе, а Обама в общем и целом прекратил разговоры о ликвидации налоговых льгот.
И что это дало? Из свежих заголовков: «Последний крупный американский производитель спортивной обуви заявляет, что не выживет после подписания соглашения о свободной торговле с Вьетнамом». (ссылка).
4. Причина номер четыре: «Политическая система уже констатирует банкротство одним своим поведением».
Политические издержки? Они огромны. Рейтинги общественного доверия падают у всех – и у Обамы, и у Конгресса, и у республиканцев, и у демократов.
Джон Эллис, заслуженный автор Wall Street Journal, говорит без обиняков: «Такие понятия, как «технический дефолт» и назначенный на 2 августа «крайний срок» давно потеряли значение. Суть в том, что политическая система США самим своим поведением уже констатирует банкротство. А поскольку именно политическая система определяет политику налогообложения, то получается, что правительство США обанкротилось и в политическом смысле, и в качестве управленца, облеченного общественным доверием. Моя версия – Соединенные Штаты Америки начинают расслаиваться, расползаться по швам. На самом деле, это расползание зашло уже довольно далеко. Вопрос лишь в том, удастся ли обратить его вспять в процессе обновления, или же оно только ускорится».
5. Причина номер пять. Весь мир смотрит на США с ужасом.
Вот что пишет Бернд Дебусман, колумнист Reuters: «Вне зависимости от того, чем закончатся споры вокруг госдолга США, они надолго оставят пятна на имидже нашей страны за рубежом, а ведь Америка всегда гордилась своей эффективностью, работоспособностью и энтузиазмом. «Весь мир смотрит на нас», как сказал президент Обама. Мир действительно смотрит, и часть его порядком обескуражена столь масштабной демонстрацией нашей несостоятельности».
Этот текст не случайно изобилует цитатами из разных статей в прессе. Еще месяц назад положение американской экономики было сравнимо с чьим-нибудь конфузом на светском рауте – все замечали, но никто не комментировал вслух. А вот сейчас о проблемах США разом заговорили все, и мейнстримовские СМИ наконец начали давать слово недовольным.
А причин для недовольства более чем достаточно. Дефицит бюджета в размере 1,3 трлн. долларов – это ошеломляющая цифра, равняющаяся 12% от общего объема производства в США и сопоставимая с объемом ВВП Канады.
Порочная привычка постоянно жить не по средствам просто зашла слишком далеко. Тем не менее, ни у кого, похоже, нет ни решимости, ни возможности развязать этот гордиев узел – или разрубить его.