Сделка по потолку госдолга, договоренность о которой была достигнута в Вашингтоне, возможно, предотвратила большую распродажу американских государственных казначейских обязательств. Но даже при том, что крупные держатели бумаг казначейства, такие как Китай и Япония, не пустились наутек, реакция зарубежных стран на сделку была довольно прохладной. Российский премьер-министр Владимир Путин, например, заявил, что сделка была «не так уж велика и значима сама по себе, так как она лишь отложила принятие более системного решения». Действительно, политические беспорядки, приведшие к сделке по долгу, вместе с остающимися неопределенностями по поводу нее, возможно, навсегда негативно сказались на восприятии иностранцами нашей верной валюты.
Возьмем например Китай. После сделки по долгу глава Центробанка этой страны объявил, что Китай продолжит избавлять свои золотовалютные резервы от долларов, а небольшое китайское рейтинговое агентство понизило рейтинг суверенных долговых обязательств США. Конечно, не секрет, что Китай, крупнейший иностранный держатель американских долговых обязательств, уже долгие годы хочет диверсифицировать свои долларовые вложения. И никто не знает, обращает ли китайское правительство какое-нибудь внимание на мнения китайских рейтинговых агентств. Но желание Пекина избавиться от долларов нельзя сбрасывать со счетов. Как я говорил ранее, единственное, что удерживает Китай от того, чтобы сбросить еще больше долларов, это недостаток лучшей альтернативы. Новые приобретения Китая в свои иностранные резервы уже пошли в ином направлении. Примерно 75% его приобретенных в этом году золотовалютных резервов были вложены в евро.
Что касается стран с меньшим участием в программе американских государственных долговых обязательств, то у них есть некоторые другие возможности. Южная Корея, седьмой по величине держатель американских госбумаг казначейства, отреагировала на договоренность по потолку госдолга, объявив, что она увеличила в три раза свои вложения в золото за последние два месяца, при том, что золото традиционно считается защитным инструментом для защиты от снижения курса американского доллара. Другие страны группы развивающихся рынков следуют такой же тенденции, сообщает Financial Times.
Эта покупка стала последней в серии приобретений золота странами развивающихся рынков с намерением диверсифицировать свои резервы, несколько избавив их от слабеющего доллара. В своем последнем статистическом отчете на этой неделе Таиланд раскрыл информацию о том, что он добавил к своим резервам в золоте примерно 17 тонн этого металла в июне, в то время как Китай, Россия, Индия и Мексика также приобрели значительные запасы золота в последние годы.
Южная Корея также пытается выводить деньги в Китай. В мае она объявила, что переведет больше 300 миллиардов долларов своих золотовалютных запасов в деноминированные в юанях активы в Китае. Принимая во внимание, что китайские власти по-прежнему держат свои финансовые рынки под жестким контролем, но постепенно позволяют входить на них крупным финансовым институтам.
Конечно, все это малозначительные шаги на валютном рынке, на котором по-прежнему доминируют американские доллары. Это хорошая новость для американской экономики в краткосрочной перспективе, потому что она уменьшает угрозу массовой распродажи и сохраняет ставки заимствований относительно дешевыми. Но последнее стремление центральных банков и фондов национального благосостояния к движению в золото (по данным Financial Times, Центробанки вступили в период крупнейшего бума покупки слитков за сорок лет) является предупреждающим сигналом о том, что глобальные достоинства всемогущего доллара (как и сила американской экономики) уже разрушаются.
Чем дольше долговое фиаско бушует в Вашингтоне, тем больше держателей иностранных долговых обязательств будут напрягать мозги в поисках других путей выхода из ситуации.