Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ЦРУ и Ми-6 сотрудничали с режимом Каддафи

© Public Domainцру
цру
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Клад из сотен тысяч секретных документов, обнаруженный в пятницу TIME и рядом других служб новостей в ливийской столице, по-видимому, показывает, что ЦРУ и MI-6 Великобритании поддерживали тесные – даже интимные – отношения со своими ливийскими коллегами.

Клад из сотен тысяч секретных документов, обнаруженный в пятницу TIME и рядом других служб новостей в ливийской столице, по-видимому, показывает, что ЦРУ и MI-6 Великобритании поддерживали тесные – даже интимные – отношения со своими ливийскими коллегами; бумаги датируются еще 2002 годом, то есть до того, как ЦРУ установило «постоянное» сотрудничество с Ливией (которое, согласно документам, началось в 2004 году). Санкции Организации Объединенных Наций были отменены в сентябре 2003 года. Экономические санкции США прекратили свое действие 20 сентября 2004 года.

Папки, полные писем из ЦРУ и МИ-6 ливийской разведке, а зачастую специально для Муссы Кусса (Moussa Koussa), который долгое время был правой рукой Муаммара Каддафи, показывают, что западные спецслужбы тесно сотрудничали с ливийцами по выдаче подозреваемых в терроризме в Ливию для допроса в период между 2002 и 2004 годами. (Перепиской до и после этих дат на данный момент не располагаем.) Согласно документам, ЦРУ, похоже, выразило заинтересованность в участии в допросах на ливийской земле. В письме 2004 года для Муссы Кусса от сотрудника ЦРУ «Стива» рассматривается вопрос о «создании постоянного присутствия ЦРУ в Ливии». Но документы, похоже, дают понять, что отношения уже существовали в течение некоторого времени. «Мы также готовы сотрудничать с вами при допросах террористов, которых мы недавно доставили в вашу страну, — пишет Стив. — Я хотел бы отправить в Ливию еще двух офицеров и был бы признателен, если они смогут получить прямой доступ к допросу этого человека».

В Вашингтоне представитель ЦРУ Дженнифер Янгблад (Jennifer Youngblood) сказала: «Это не может быть сюрпризом, что Центральное разведывательное управление работает с иностранными правительствами, чтобы защитить нашу страну от терроризма и других смертельных угроз. Это именно то, что мы должны делать». Между прочим, американский чиновник сказала: «Давайте здесь учитывать контекст. К 2004 году США успешно убедили ливийское правительство отказаться от своей программы создания ядерного оружия и помогать остановить террористов, которые активно угрожают американцам в США и за рубежом». Чиновник добавила: «Есть много стран, готовых набрать с улицы террористов, которые хотят убивать американцев. Это не значит, что озабоченность США по поводу прав человека игнорируются в этом процессе».

Документы были обнаружены в Триполи в здании без опознавательных знаков, которое, похоже, было офисом Муссы Кусса. Охранявшие его повстанцы не были уверены, принадлежало ли здание ливийскому министерству иностранных дел или другому агентству, но многие документы имели пометку «внешней безопасности».

Типы документов

Среди найденных документов были предложения о выдаче, графики выдачи, подготовленная МИ-6 речь Каддафи о том, чтобы сделать Ближний Восток «зоной, свободной от оружия массового поражения», списки вопросов, предлагаемых ЦРУ для допроса подозреваемых в терроризме, прослушивание телефонов иностранных посольств, ливийские телефонные номера, перехваченные и переданные ЦРУ ливийским властям, а также стенограммы допросов подозреваемых в терроризме - в том числе 400-страничная папка подробных допросов тогдашнего командира ливийских повстанцев в Триполи и бывшего члена Ливийской исламской боевой группы Абдель Хакима аль-Халиди Бельхаджа (Abdel Hakim al-Khulidi Belhaj).

ЦРУ и МИ-6, по-видимому, доверяли своим ливийским коллегам настолько, что предоставляли подробную информацию об арабах за пределами Ливии по запросу ливийских властей – даже когда американская и британская разведки не видели в указанных лицах угрозы. В одной записке от 23 февраля 2004 года Ливия, похоже, запросила информацию о гражданине Кувейта. ЦРУ не считает, что он представляет какую-либо опасность, говорится в ней. Но оно все же предоставляет подробную информацию о роли этого человека в кувейтской политике.

ЦРУ также, очевидно, предоставляло своим ливийским коллегам разведданные по конкретным ливийцам, которые их интересовали, чтобы таким образом облегчить их захват. Сведения включали списки ливийских телефонных номеров с привязкой к конкретным именам подозреваемых, псевдонимам, паспортным данным и местам нахождения подозреваемых.

И ЦРУ, судя по всему, делилось также другими сведениями с ливийцами, начиная от информации о пакетах, перехваченных в Турции, в которых, якобы, были тунисские паспорта, до профилей «ключевых североафриканцев» в Пакистане и Афганистане и деталей встречи шведской службы безопасности с ливийским контактным лицом с кодовым именем «Иосиф».

Папки на арабском содержат подробную переписку с другими арабоязычными странами и кликами, с которыми правительство полковника Муаммара Каддафи имело дело, включая вооруженные группировки, финансируемые Ливией в обмен на помощь в оказании услуг наемников на территории Ливии.

Один документ без даты оказался проектом письма на арабском языке службы внешней безопасности Ливии к фронту спасения Сомали. Последний, судя по письму, «сформирован благодаря ливийскому народу под предводительством Брата Вождя и отца Муаммара Каддафи». Затем письмо переходит к главному: «Мы бы хотели [попросить] о небольшой услуге …[прислать в Ливию], по крайней мере, 10 тысяч джихадистов, главным образом, специалистов по ракетам и специалистов по зенитным пулеметам...»

Выдачи

Папки о выдаче демонстрируют тесную координацию между ЦРУ, МИ-6, их ливийскими коллегами, а также другими иностранными государствами, включая страны Европы, Малайзию, Южную Африку, Таиланд, Гонконг и Пакистан, по выдаче подозреваемых в терроризме в Ливию. Рейсы доставки выдаваемых иногда проходили через Сейшельские острова и остров Диего-Гарсия, где у американцев имеется военная база.

Письмо от 6 марта 2004 года излагает планы перехвата лидера Ливийской исламской боевой группы (ЛИБГ) Абдуллы аль-Садика по пути из Куала-Лумпура в Лондон. ЦРУ отмечает, что аль-Садик будет перехвачен в Бангкоке вместе со своей женой, которая, как отмечается в письме, была на четвертом месяце беременности, и доставлен в Триполи. Существует большой объем переписки по выдаче аль-Садика, которой, похоже, очень тщательно руководило ЦРУ, вплоть до конкретных вопросов, которые ливийским властям было поручено спросить у него по прибытии в Ливию. (По данным Human Rights Watch, Абдалла аль-Садик это псевдоним военного командира повстанцев Абдель Хакима Бельхаджа. Бельхадж был освобожден из тюрьмы в 2010 году. По-видимому, он присоединился к боевикам лишь недавно.)

Но дело Садика не было единственным, столь детально руководимым ЦРУ. Другая корреспонденция также включает десятки конкретных вопросов, которые оно хотело бы, чтобы задали конкретным подозреваемым в терроризме. А в это время правозащитные организации проливали свет на крайние злоупотребления в отношении заключенных в Ливии, в том числе на убийство в 1996 году около 1,2 тысяч заключенных в тюрьме Abu Slim в Триполи. Инструкции по допросам, очевидно, присланные ЦРУ, подробные и обширные, в том числе инструкции о том, что спрашивать в зависимости от того, если подозреваемый «отвечает утвердительно» на некоторые вопросы. Вопрос №2 из одного такого списка гласит: «(если объект отвечает утвердительно на вопрос №1) какой псевдоним использует Мансур Альфалла (Mansour Alfallah)?»

Письмо ЦРУ от 15 апреля 2004 года обещает ливийцам, что конкретный подозреваемый в терроризме будет похищен и отправлен в Ливию, как только от ливийцев будет получено подтверждение, что они по получении подозреваемого доведут дело до конца и допросят его. «Ваша служба, несомненно, знакома с подозреваемым в терроризме членом ЛИБГ Мустафой Салимом Али Модери Тарабулси (MUSTAFA SALIM ALI MODERI TARABULSI), известном под именем шейха Мусы. Муса до недавнего времени действовал в качестве посланника члена ЛИБГ Абд эль-Салама аль-Дики (Abd el-Salam el-Diki), известного как шейх Абу Абдалла аль-Зулайтини (Abu Abdallah al-Zulaytini). Наша служба в состоянии доставить шейха Мусу под вашу физическую опеку, подобно тому, как мы это сделали с другими высокопоставленными членами ЛИБГ в недавнем прошлом. Мы позволяем себе просить Вашу службу подтвердить заинтересованность в отношении передачи под ее опеку Мусы. Кроме того, в соответствии с нашими недавно достигнутыми соглашениями, мы просим, чтобы Ваша служба согласилась принять наши требования по допросу Мусы, а также гарантии того, что права Мусы будут соблюдаться. Мы с нетерпением ждем ваших комментариев».

Переписка ЦРУ санкционирует также выдачу семей подозреваемых в терроризме. Письмо от 23 марта 2004 года по передаче «представителя ЛИБГ эмира Абу Мунтхира (Abu Munthir)» гласит: «Нашей службе стало известно, что в минувшие выходные представитель ЛИБГ эмир Абу Мунтхир и его супруга и дети были задержаны в Гонконге и содержатся под стражей из-за нарушений иммиграционно-паспортного режима. Мы также знаем, что ваша служба сотрудничает с британцами по обеспечению доставки Абу Мунтхира в Триполи, и что у вас есть для этой цели самолет на Мальдивах... Таким образом, если ваше правительство собирается зафрахтовать иностранное воздушное судно из третьей страны, правительство Гонконга может согласовать с вами свои усилия по доставке Абу Мунтхира и его семьи в вашу тюрьму».

Просьбы спецслужб

Спецслужбы, по-видимому, часто делали запросы друг другу, и каждая, похоже, отзывалась на них. Там, кажется, есть переписка об иракских ученых в Гуантанамо и в Ливии, в которых заинтересованы как американская, так и ливийская стороны, а также ответы США на запросы Ливии допросить ливийцев в Гуантанамо. То, что оказалось письмом ЦРУ от 6 апреля 2004 года под названием «Иракские ученые», гласит: «... Вы помните, что во время февральской встречи Вы любезно предложили нам возможность допросить нескольких иракцев, в настоящее время живущих в Ливии… Нас очень интересует настоящее местонахождение и статус как доктора Раджаба (Rajab), так и г-на Ахмада Худр Кадира (Ahmad Khudr Qadir) (№3 в Вашем сообщении от 31 марта). Известно ли вашей службе, где кто-то из них находится в настоящее время? Если да, то может ли Ваша служба доставить нам кого-то из них (или обоих)?»

MI-6 и ЦРУ также помогали по вопросам безопасности ливийской правящей семьи. Письмо MI-6 от 20 января 2004 года гласит: «Мы передали подробности, касающиеся угрозы Саифу аль-Исламу Каддафи, нашим французским коллегам. Они сообщили нам, что у них нет никаких следов на лиц, указанных в докладе, и что нет никаких признаков того, что они находятся во Франции или что они побывали во Франции в прошлом. Они отметили, что катарский министр внутренних дел известен как сторонник исламского экстремизма».

Тесная связь

ЦРУ и MI-6, похоже, регулярно переписывались со своими ливийскими коллегами, отправляя еженедельно тестовые факсы, чтобы убедиться в исправности линий связи. Был момент, когда тестовые факсы отправлялись ежедневно. Один факс декабря 2002 года гласит: «Тест-факс возвратился, как просил хозяин!». И письма к Муссе Кусса от агентов обеих ЦРУ и MI-6 отражают доброжелательный, почти интимный уровень дружбы, в которых агенты общались по имени. Письмо декабря 2003 года к нему от агента МИ-6 подписано «твой друг Марк». Другой из МИ-6 желает ливийскому коллеге «Счастливого Рождества». Еще одно письмо декабря 2003 года из МИ-6 начинается словами: «Это неофициальное письмо передаст тебе в руки Халид (Khalid), который только что прибыл в Лондон с очень большим грузом фиников и апельсинов...»

Сообщения также называют имена агентов ЦРУ и MI-6 и контактную информацию, а также маршруты их полета и гостиничные адреса во время посещения Триполи, что указывает на серьезный уровень доверия.

Между МИ-6 и их ливийскими коллегами велось постоянное обсуждение о ливийском агенте в Лондоне по имени «Иосиф», который помогал в наблюдении за исламистами в мечетях в Великобритании и Швеции. Отмечается, что шведские власти также приняли участие во встречах и общении с Иосифом. Факс 2003 года из МИ-6 гласит: «1. Мы позвонили ИОСИФУ 4/12/03 и договорились встретиться на следующий день в Манчестере в 4:30. …Наблюдали за ИОСИФОМ с другой стороны оживленной улицы, ИОСИФ прибыл сам, и мы приветствовали друг друга в фойе. ИОСИФ нервничал. Он в состоянии возбуждения шел в отель по Манчестеру, слишком сильно привлекая внимание прохожих, что чрезмерно нервировало его».

Соперничество MI-6 и ЦРУ


Несмотря на внешне интенсивный уровень сотрудничества, документы также порой демонстрируют то, что похоже на конкуренцию между западными разведками. Недатированное письмо от МИ-6 ливийской разведке гласит: «Самое главное – поздравляю вас с благополучным прибытием Абу Абдаллы Садика. Это самое малое, что мы можем сделать для вас и для Ливии, чтобы продемонстрировать надежность отношений, которые мы выстроили за последние годы. Я очень рад. Я благодарен вам за помощь, которую Вы оказали офицеру, направленному к Вам на прошлой неделе. Информация Абу Абдаллы о ситуации в этой стране представляется нам очень важной. Забавно, что мы получили запрос от американцев направить запрос на получение информации от Абу Абдаллы через американцев. Я не собираюсь делать ничего подобного. Разведданные об Абу Абдалле были британскими. Я знаю, что я не платил за груз по воздуху. Но думается, я имею право общаться с вами напрямую об этом, и очень благодарен вам за помощь, которую вы оказываете нам».