Движение «Захвати Уолл-стрит» больше не захватывает Уолл-стрит, но вопрос о межклассовом конфликте все больше занимает умы нации. Исследовательский центр Pew провел недавно новый опрос 2048 взрослых респондентов, в результате которого выяснилось, что около двух третей населения (66%) верят в наличие «очень мощных» или «мощных» конфликтов и противоречий между богатыми и бедными. Это 19-процентное увеличение по сравнению с 2009 годом.
Усилилось не только ощущение классового конфликта. Люди также укрепились в своих представлениях о том, что данные споры и противоречия носят напряженный характер. По данным нового опроса, три из десяти американцев (30%) говорят о наличии «очень мощных конфликтов» между бедными и богатыми людьми. Это вдвое больше, чем в июле 2009 года, и самый большой процент с 1987 года, когда данный вопрос был задан впервые.
Согласно оценкам разногласий внутри американского общества, которые дают опрошенные, конфликты между богатыми и бедными идут сегодня впереди трех других потенциальных источников социальной напряженности – между иммигрантами и уроженцами США, между черными и белыми, а также между молодыми и старыми. В 2009 году большее количество респондентов говорило о мощных конфликтах между иммигрантами и уроженцами США, чем о конфликтах между богатыми и бедными.
Практически все основные демографические группы считают, что сегодня классовых конфликтов больше, чем два года тому назад. Однако в ходе опроса выяснилось, что о сильных разногласиях между богатыми и бедными больше склонна говорить молодежь, женщины, демократы и афроамериканцы, и меньше – люди постарше, мужчины, республиканцы, белые и испаноговорящие.
Читайте еще: Бедность государств
Хотя чернокожие чаще белых видят наличие серьезных классовых конфликтов, доля белых, выражающих такие же взгляды, с 2009 года выросла на 22%, достигнув показателя в 65%. В то же время, доля чернокожих (74%) и испаноговорящих (61%), разделяющих такую оценку, выросла ненамного (8 и 6 процентов, соответственно).
Самое большое увеличение числа видящих классовые конфликты отмечается среди либералов и тех американцев, которые заявляют об отсутствии у них каких бы то ни было партийных пристрастий. В каждой из этих групп доля людей, заявляющих о наличии крупных разногласий между богатыми и бедными американцами, с 2009 года увеличилась на 20 с лишним процентов.
Такое изменение в отношении за довольно непродолжительный период времени говорит о неравенстве в доходах и состояниях. Именно этот сигнал подали всей стране манифестанты из движения «Захвати Уолл-стрит» в конце 2011 года, и именно он привел к резкому усилению внимания СМИ к данной теме. Но эти изменения могут также являться отражением растущего понимания в обществе тех сдвигов в распределении богатства, которые происходят в Америке. Согласно последним данным Бюро переписи США, доля богатства (а сюда входят такие вещи, как недвижимость, акции, облигации, драгоценности, мебель и прочее имущество), принадлежащая верхушке, куда входит 10% населения страны, увеличилась с 49% в 2005 году до 56% в 2009-м.
Представления о богатых
Хотя результаты опроса указывают на значительные сдвиги в представлениях населения о классовом конфликте в американской жизни, они отнюдь не сигнализируют о росте недовольства и претензий людей к богачам. Вполне возможно, что люди, ощущающие усиление противоречий между классами, полагают, что раздражение по отношению к богатым не туда направлено. Кроме того, эти данные отнюдь не свидетельствуют о росте поддержки государственным мерам по снижению неравенства в доходах.
На самом деле, другие вопросы исследования указывают на то, что некоторые ключевые оценки состоятельных людей остались почти без изменений. Например, не произошло никаких перемен во взглядах на то, как обогатились богатые: благодаря собственным усилиям или в силу своего везения, так как им посчастливилось родиться в состоятельных семьях либо наладить нужные связи.
Большинство в 46% полагает, что большая часть богачей «богата в основном потому, что они знакомы с нужными людьми или родились в состоятельных семьях». Но почти столько же респондентов более благосклонно оценивают богачей: 43% опрошенных говорят, что состоятельные люди обогатились «в основном благодаря упорной работе, собственным амбициям и образованию». И в этом нет почти никаких изменений по сравнению с опросом Pew от 2008 года.
-----------------------------
Об опросе Pew
Эти данные были собраны и обобщены в ходе телефонного опроса исследовательского центра Pew, проведенного в масштабах всей страны на континентальной части США среди 2048 человек в возрасте от 18 лет и старше. Дополнительно опрашивались 808 человек в возрасте от 18 до 34 лет, и по ним делалась еще одна выборка. В целом 769 респондентов давали ответы по стационарному телефону, а 1279 – по сотовому. Далее проводился анализ по средневзвешенным данным, чтобы в итоге получить репрезентативную выборку по всему населению континентальной части США. Опросы проводились на английском и испанском языках под руководством компании Princeton Survey Research Associates International.
Опросы проводились с 6 по 19 декабря 2011 года.
Всего было проведено 2048 интервью.
Предел погрешности составляет плюс-минус 2,9% по общей выборке и 4,4% по группе респондентов в возрасте от 18 до 34 лет. Уровень доверия равен 95%.
-----------------------------
Более того, как выяснилось в ходе недавнего опроса Института Гэллапа, сегодня меньше людей считает необходимым «решать проблему» неравенства в доходах, чем в 1998 году (45% против 52%). На просьбу расставить по степени важности различные альтернативные решения в рамках федеральной политики менее половины людей (46%) назвали сокращение разницы в доходах и состояниях между бедными и богатыми «крайне» и «очень» важным. И напротив, 82% заявили, что главным приоритетом должны стать действия, способствующие ускорению экономического развития.
Социальный конфликт в американской жизни
Около двух третей опрошенных заявляют о наличии серьезных конфликтов между богатыми и бедными, и почти половина из них (30%) говорит, что эти конфликты «очень сильны». Еще 36% заявляет, что они просто «сильны», а 23% считает их «не очень сильными». И лишь 7% не видят никаких конфликтов между богатыми и бедными американцами. У остальных нет на сей счет определенного мнения.
Еще по теме: Что делать с разницей в доходах богатых и бедных?
Есть еще три традиционных социальных противоречия, которые общество считает менее распространенными и в меньшей степени раздражающими население. Примерно каждый шестой из десяти американцев (62%) говорит о наличии сильных конфликтов между иммигрантами и уроженцами США. При этом 24% из них утверждают, что данные разногласия «очень сильны».
Здесь есть серьезное расхождение по сравнению с опросом центра Pew, проведенным в 2009 году. В то время большее количество американцев считало, что конфликты между иммигрантами и уроженцами США сильнее, чем между богатыми и бедными (55% и 47%). Хотя за два прошедших года представления о разногласиях между иммигрантами и уроженцами США усилились на 7%, сейчас это противоречие в иерархии публичного восприятия горячих социальных точек отстает от конфликтов между богатыми и бедными.
Остальные два социальных противоречия воспринимаются как менее распространенные и менее интенсивные. Менее четырех из десяти респондентов (38%) говорят о серьезных конфликтах между черными и белыми, включая те 10%, которые считают данные конфликты «очень серьезными». Около трети говорит о наличии аналогичных разногласий между молодыми и старыми (34%, и здесь налицо увеличение на 9% по сравнению с 2009 годом).
Доходы и представления о классовом конфликте
Налицо широко распространенное представление о наличии и разрастании мощного конфликта между экономическими классами людей. О серьезных разногласиях между классами говорят не только те, кто находится на нижних ступеньках лестницы доходов, но и те, кто весьма состоятелен и обеспечен.
Почти две трети (64%) из общего числа опрошенных с семейными доходами менее 20000 долларов в год говорят о серьезных конфликтах между богатыми и бедными. Такого же мнения придерживаются и 67% тех, у кого годовой доход составляет 75000 долларов и выше.
Более того, с 2009 года представления о классовых конфликтах усиливались пропорционально практически во всех категориях доходов. Они выросли на 17% у людей с семейными доходами менее 20000 долларов в год, и на 18% у тех, кто зарабатывает 75000 долларов в год и больше.
Чуть сильнее представление о классовых конфликтах у американцев со средними доходами, зарабатывающих от 40000 до 75000 долларов. В этой группе число людей, заявляющих о наличии сильных классовых конфликтов, по сравнению с предыдущим опросом от 2009 года выросло на 24%, с 47 до 71 процента.
Другие демографические различия
Молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет – а именно эту возрастную категорию больше всего связывают с движением по захвату Уолл-стрит – чаще видят наличие «сильных» конфликтов между богатыми и бедными, чем население 35-летнего возраста и старше. По данным исследования, 71% из числа этой молодежи говорит о наличии крупных разногласий между самыми состоятельными и самыми бедными людьми. Это 17-процентное увеличение по сравнению с 2009 годом.
Дети «беби бума» в возрасте от 50 до 64 лет – а это родители нынешнего протестного поколения – точно так же заявляют о наличии серьезных конфликтов между верхами и низами классовой иерархии. Об этом говорят целых две трети (67%) респондентов из данной категории. Налицо 22-процентный рост за последние два года. А в категории людей от 35 до 49 лет более шести из десяти человек (64%) отмечают присутствие серьезных классовых конфликтов.
Более старшее поколение в меньшей степени видит серьезные разногласия между классами, однако и здесь число тех, кто придерживается такого мнения, увеличилось с 36% два года назад до 55% по результатам последнего опроса.
О наличии серьезных разногласий между богатыми и бедными чаще говорят женщины, чем мужчины (71% и 60%). В 2009 году о сильных классовых конфликтах заявляли 51% женщин и 43% мужчин.
Представления о классовом конфликте резко усилились среди белой части населения.
За последние два года доля белых, заявляющих о наличии серьезных конфликтов между богатыми и бедными, выросла на 22%, достигнув показателя в 65%. Это в три с лишним раза больше соответствующего увеличения среди черных и испаноговорящих респондентов. В результате разница в восприятии классового конфликта между черными и белыми сократилась наполовину, а среди испаноговорящих эта разница исчезла, и возможна даже обратная тенденция.
По данным последнего опроса, разница в доле черных и белых, заявляющих о наличии серьезных конфликтов между богатыми и бедными, составляет 9% (о ней говорят 74% черных и 65% белых). В 2009 году эта разница в оценках черной и белой части населения составляла 23% (66% и 43%).
Среди испаноговорящих эта разница исчезла, и возможна обратная тенденция. В 2009 году доля выходцев из Латинской Америки, говоривших о наличии сильных конфликтов между экономическими классами, была на 12% больше, чем доля белых (55% и 43%). Сегодня о серьезных разногласиях говорит на 4% больше белых, чем латиноамериканцев (65% и 61%). Правда, с точки зрения статистики эта разница незначительна.
Политика и классовый конфликт
О наличии серьезных конфликтов между богатыми и бедными гораздо больше говорят демократы и либералы, чем республиканцы и консерваторы.
В то же время всего за два года представления о классовом конфликте весьма значительно усилились среди членов обеих политических партий, а также среди самопровозглашенных независимых, консерваторов, либералов и умеренных.
Результат таков: большинство в каждой из политических партий и в каждом из идеологических лагерей сегодня согласно с тем, что между американцами на нижних ступеньках лестницы доходов и на ее вершине существуют серьезные разногласия.
Почти три четверти из числа тех, кто называет себя демократами (73%), видят наличие серьезных классовых конфликтов. Это 18-процентное увеличение по сравнению с 2009 годом. Среди республиканцев это увеличение почти такое же (17%); и сегодня большинство приверженцев Великой старой партии отмечает присутствие серьезных противоречий между богатыми и бедными.
Больше всего рост представлений о классовых конфликтах отмечается в лагере независимых. По данным последнего опроса, увеличение составляет 23% до 68%. Два года тому назад о крупных межклассовых разногласиях говорило менее половины независимых.
Среди сторонников либеральной идеологии представления о классовых конфликтах усилились за последние два года на 23%, и теперь о них говорит 79% либералов. В то же время, в рядах консерваторов и умеренных этот рост происходил медленнее (15% и 18%).
Как богатые разбогатели
Отвечая на этот вопрос, американцы делятся на две почти равные половины. Одна говорит, что это результат упорного труда, а другая, что состояние досталось им от богатых семей в наследство или благодаря связям.
Незначительное большинство (46%) полагает, что богатые обладают состоянием, потому что родились в богатых семьях или потому что «знакомы с нужными людьми». Но почти столько же респондентов (43%) говорят, что богатые разбогатели благодаря «упорной работе, собственным амбициям и образованию».
Последний результат практически не отличается от результатов опроса Pew в 2008 году. Тогда 46% опрошенных считали источником богатства связи и наследство, а 42% говорили об упорной работе и личных качествах, принесших этим людям большие состояния.
Такие конкурирующие друг с другом объяснения дают примерно в равных пропорциях все группы по уровням доходов. Согласно последнему опросу Pew, 46% тех, у кого семейный доход составляет менее 20000 долларов в год, считают причиной богатства удачу и нужные связи. Эту точку зрения разделяют 47% респондентов с семейными доходами в 100000 долларов и выше.
В отличие от них, мнения республиканцев и демократов на сей счет диаметрально противоположны. Почти шесть из десяти демократов (58%) говорят, что богатство это в основном семейные деньги или следствие полезных связей. Такое же количество республиканцев заявляет, что богатство это следствие упорной работы, амбиций и необходимого для продвижения вверх образования. Независимые находятся примерно посередине: чуть менее половины (45%) объясняют богатство личными усилиями, и столько же объясняют его семейными обстоятельствами и связями.
Афроамериканцы (54%) в большей степени, чем белые (44%), считают богатство результатом семейного наследства и связей. Среди испаноговорящих такой точки зрения придерживается 51%. Эти взгляды разделяет чуть больше женщин, чем мужчин, однако статистически эта разница незначительна.
Молодые люди гораздо чаще, чем пожилые, приписывают богатство семейным деньгам и связям (51% в категории от 18 до 34 лет, и 37% среди людей 65-летнего возраста и старше). Однако взгляды «самых молодых» (кому от 18 до 25) существенно отличаются от оценок тех, кто старше их всего на несколько лет.
По данным опроса, менее половины молодежи в возрасте от 18 до 25 лет объясняют состояние богачей иными причинами, нежели личные усилия и старание. То есть, это примерно столько же, сколько в возрастной категории от 35 лет и старше. В отличие от них, большинство (55%) людей от 26 до 34 лет называют в качестве главной причины богатства состоятельные семьи и личные связи.
Взгляды на богатство и классовый конфликт
Взгляды на состоятельных людей, а если конкретно, то на причины их обогащения, находятся в определенном соответствии со взглядами на классовый конфликт.
По данным опроса, люди, считающие, что богачи обрели свое состояние в основном благодаря собственным усилиям, значительно меньше говорят о наличии сильных конфликтов между классами, чем те, кто придерживается противоположного мнения (их 60% против 72%).