Сегодня наступила 37-я годовщина падения Сайгона. Это хороший повод поговорить о ценности американских обещаний в области безопасности – в том числе оплаченных американской кровью – странам, борющимся с идеологически мотивированными восстаниями.
На пике той части Вьетнамской войны, в которой участвовали американцы – в январе 1969 года – во Вьетнаме находилось 540 тысяч американцев. Ровно четыре года спустя, в январе 1973 года, было подписано Парижское мирное соглашение, и США пообещали продолжать поддержку Южного Вьетнама, в котором успели послужить почти 2,6 миллиона американцев и погибли более 58 тысяч. Через восемь месяцев Конгресс проголосовал за прекращение всех боевых операций. К декабрю на Юге осталось всего 50 американских военных. Президент Никсон ушел в отставку в июле1974 года, а двумя неделями позже Конгресс сократил помощь Южному Вьетнаму на треть. В конце декабря Север атаковал позиции Юга. В январе1975 года он перешел границу. Северовьетнамские военные ожидал, что война займет два года. 21 января президент Форд заявил на пресс-конференции, что США не собираются снова вступать в войну. Через три месяца и девять дней Сайгон пал.
В январе была захвачена провинция Фуоклонг, в марте пали Анлок, Буонметхуот, Куангчи, Тамки, Хюэ, Тюлай и Дананг, 1 апреля - Куинен, Туихоа и Нячанг. Суанлок продержался почти две недели. 27 апреля Сайгон был окружен. Через три дня война закончилась. Население Южного Вьетнама, попавшее под власть воинствующих идейных коммунистов, которые ненавидели его убеждения и образ жизни, ждали новых ужасов. Приблизительно 1 миллион человек был лишен свободы без официального предъявления обвинений, 165 тысяч умерли в «лагерях перевоспитания», 2 миллиона несчастных, лишившихся всего имущества людей бежали из страны.
Читайте также: Афганистан - эхо Вьетнама
Прокрутим пленку вперед.
Почти 1,5 миллиона американцев служили в Ираке в период с 2003 по 2011 год; более 4200 из них погибли, 33 тысячи были ранены. Из-за того, что администрация Обамы не сумела договориться с иракским правительством, все американские военные (кроме инструкторов и охраняющих посольство морпехов) покинули страну в конце 2011 года. Президент Обама заявил, что «прилив войны отступает», и так оно и получилось – для американцев, но не для иракцев. Уровень насилия в стране вырос, а политическое согласие между партиями почти исчезло. Влияние Америки близко к нулю, в то время как влияние Ирана растет (см. политическую поддержку, которую Ирак оказывает сирийскому лидеру Башару Асаду, и помощь сирийскому режиму, которая идет через иракскую границу – вразрез с позицией США, зато в соответствие с позицией Ирана). Укрепляются и позиции воинствующего идейного исламиста Муктады ас-Садра (Muqtada Sadr).
Чтобы избежать аналогичной ситуации в Афганистане после назначенного на 2014 год вывода американских войск, американцы и афганцы работают над десятилетним «Соглашением о партнерстве», гарантирующим участие Америки в афганских делах. Если мы воплотим его в жизнь – что, впрочем, сомнительно – США будут находиться в Афганистане 23 года. Русские были там десять лет – и потом называли это своим Вьетнамом.
Также по теме: Война за Фолкленды -30 лет спустя, и превращение Тэтчер в мировую знаменитость
США уже согласились передать контроль над американскими тюрьмами и командование ночными обысками в домах афганцам. Осведомленные источники утверждают, что соглашение будет касаться вопросов обучения и снабжения афганских сил безопасности, а также оказания политической поддержки. Остаются вопросы о том, где американцы будут базироваться, что они будут вправе делать и что – не вправе, а также вопрос финансирования (Карзай утверждает, что Афганистану нужно будет 6 миллиардов долларов в год, из которых сам Афганистан может обеспечить только 500 миллионов, американцы дают понять, что это - слишком большие суммы). Все это больше похоже на обязательство десять лет поддерживать афганское правительство, а не на настоящее соглашение о партнерстве, которое должно было бы подразумевать некие выгоды для Соединенных Штатов.
В открытую утверждается, что одна из задачи этого соглашения – убедить воинствующих идейных исламистов из Талибана, что уход американских войск не означает, что Америка оставляет Афганистан на произвол судьбы. Однако, возможно, афганцам следует проводить аналогии не с Ираком, а с Вьетнамом.
Шошана Брайен – старший директор Центра еврейской политики (The Jewish Policy Center). Ранее она была старшим директором по политике в области безопасности Еврейского института проблем национальной безопасности (JINSA) и автором Докладов JINSA (JINSA Reports) за период с 1995 по 2011 год.