Айова-Сити - Когда Кейт Варнум (Kate Varnum) узнала, что президент Барак Обама стал первым действующим американским главой государства, поддержавшим предоставление равных брачных прав однополым парам, она сидела у себя дома в Айове со своим недавно усыновленным маленьким сыном.
«Я сказала: «Боже мой, не могу в это поверить», - рассказывает 38-летняя Варнум, входившая в число истцов, которые добились от Верховного суда Айовы решения, заставившего этот штат в 2009 году первым на Среднем Западе легализовать гей-браки. - Мы в полном восторге. Конечно, нужно еще многое сделать, но это огромный шаг со стороны Обамы».
Президент в среду сказал в телеинтервью: «Для меня лично важно пойти дальше и заявить, что однополые пары должны иметь право заключать браки». Это его заявление может оказаться одним из ключевых моментов его президентского правления и истории страны. У американцев слова Обамы вызвали самые разные реакции - кто-то обрадовался, кто-то был недоволен, кому-то было безразлично.
Афроамериканский епископ из Филадельфии заявил, что позиция Обамы заставит его подумать дважды о том, стоит ли оказывать поддержку переизбранию президента. Владелец небольшой гостиницы, напротив, с восторгом отозвался о, как он выразился, прогрессе, достигнутом страной в области прав геев в последнее время. Предпринимательницу из Флориды, находящуюся в однополых отношениях, больше беспокоит экономика, а в заявлении Обамы она подозревает предвыборный трюк. Бизнесмен из Кентукки считает, что президент затронул вопрос, который следует оставить на усмотрение церквей.
Американцы, которые, как показывают опросы, разделились в данном случае практически поровну, обсуждают сейчас последствия заявления Обамы для людей и общества - а также их возможное влияние на результаты выборов этого года.
В Сидар-Рапидс Варнум назвала слова президента особенно важными, так как и она, и ее супруга хорошо знают, как много значит для однополых пар возможность заключить брак. Благодаря этому они смогли усыновить своего сына, не тратя времени и денег на отдельные слушания, а когда в прошлом году Варнум потеряла работу, они с сыном получили медицинскую страховку от работодателя ее супруги.
Варнум - сторонница Обамы, и она верила, что он поддержит гей-браки, но думала, что это произойдет после ноябрьских выборов. По ее словам, судебное решение, названное в честь их семьи, смягчило отношение общества к гей-бракам и подготовило почву для изменения позиции Обамы.
«Когда в Айове было принято это решение, многие поняли, что это не проблема прибрежных штатов - Калифорнии или Нью-Джерси, - утверждает она. - Семьи следует ценить, где бы они ни жили. Тенденция сменилась».
Однако вопрос сохраняет свою политическую остроту, на что указывает тот факт, что трое судей Верховного суда Айовы были отправлены избирателями в отставку после того, как единогласно приняли решение о гей-браках. Консервативный активист Боб Вандер Плаатс (Bob Vander Plaats), который провел кампанию против судей, заявил в среду, что Обаму в итоге так же отвергнут избиратели, смотрящие на брак как на союз между одним мужчиной и одной женщиной.
Епископ Леонард Гойнс (Leonard C. Goins), возглавляющий филадельфийскую пятидесятническую конгрегацию Церковь Честнат-Хилл, категорически не согласен с поддержкой гей-браков Обамой: «Он неправ, он заблуждается, это ошибка и она ему повредит». Гойнс, афроамериканец по происхождению, говорит, что сейчас он не знает, стоит ли ему продолжать поддерживать Обаму.
«Нужно посмотреть. Есть и другие вопросы, которые заставляют меня задуматься о том, следует ли мне за него голосовать», - заметил он.
Специалист по подбору руководящего персонала из Лексингтона, штат Кентукки, Джо Александер (Joe Alexander) считает, что правительство должно оставить вопрос об определении брака на усмотрение церквей. Александер, мормон по вероисповеданию, называющий себя сторонником конституционного консерватизма, полагает, что «брак установлен Богом как союз между мужчиной и женщиной».
«Слова Обамы, на мой взгляд, просто характеризуют его собственный моральный облик. Неправильно, что он говорит об этом как президент, - подчеркнул Александер. - Мне особенно неприятно, что президент, который должен быть высокоморальной личностью, выражает такие мысли. Это просто стыдно».
В свою очередь многих заявление президента привело в восторг. 26-летний житель Западного Голливуда Арти Калхун (Artie Calhoun) заявил, сидя в уличном кафе, что он очень доволен. По его словам, Обама помогает достичь взаимопонимания между поколениями в вопросе о правах геев. Если среди молодежи многие спокойно относятся к гей-бракам, утверждает Калхун, люди из поколений постарше, включая его отца, не понимают гомосексуальность.
«Если нас в открытую поддерживает голос из Белого дома, это серьезно помогает пониманию, на 100%», - уверен он.
В Ричмонде, штат Виргиния, Джефф Уэллс (Jeff Wells) был восхищен, по его выражению, историческим моментом. Хозяин небольшой гостиницы заметил, что он считал нежелание Обамы высказываться по этому вопросу политически мотивированным, и был «приятно удивлен, что у того хватило мужества» поддержать однополые браки.
Уэллс женился на своем партнере в Массачусетсе в 2009 году, однако в Виргинии, где избиратели ранее проголосовали за поправку к конституции штата, определяющую брак исключительно как союз между одним мужчиной и одной женщиной, их союз не признается.
«Когда мне было 25 лет, я даже не думал... что однажды женюсь на человеке, которого люблю, - заявил Уэллс, которому сейчас 50 лет. - Приятно понимать, что мы вступаем в 21-й век, находясь с правильной стороны истории».
Впрочем, есть и те, кто скептически относится к поддержке гей-браков Обамой, не считая ее важной.
Дельса Бернардо (Delsa Bernardo), владеющая совместно со своей девушкой кафе-кондитерской Yiya's Gourmet Cuban Bakery and Café в Майями, поддерживала Обаму в 2008 году, но с тех пор разочаровалась в нем из-за экономических проблем. По ее словам, она рада, что президент поддерживает гей-браки, но хочет знать, будут ли его слова подкреплены действиями.
Бернардо говорит, что она недовольна администрацией Обамы из-за трудностей с получением кредитов, которые возникают, несмотря на поддержанные президентом федеральные программы. Она добавила, что в этом месяце ей пришлось выложить из своего кармана 1600 долларов за промышленную соковыжималку и за витрину для своих знаменитых кексов, а также 4000 долларов за починку крыши, потому что ей не дали кредит. Она не берет свою зарплату уже две недели.
«Я, конечно, рада, и, на мой взгляд, нашей стране пора это сделать, - утверждает она. – Но «ура» кричать не буду. В конечном счете, кому какое дело, с кем ты спишь».