Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Компьютер победил Каспарова из-за сбоя в программе?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В мае 1997 года супер-компьютер IBM под названием Deep Blue победил Гарри Каспарова, который был в тот момент чемпионом мира по шахматам и который когда-то хвастался, что никогда не проиграет машине. Каспаров и другие гроссмейстеры объяснили поражение одним из ходов, сделанных компьютером IBM. Спустя 15 лет один из создателей компьютера заявляет, что ход был результатом сбоя в ПО Deep Blue.

В мае 1997 года супер-компьютер IBM под названием Deep Blue победил Гарри Каспарова, который был в тот момент чемпионом мира по шахматам и который когда-то хвастался, что никогда не проиграет машине. Каспаров и другие гроссмейстеры объяснили поражение одним из ходов, сделанных компьютером IBM. Либо в начале первой игры, либо в конце второй - в зависимости от того, кто рассказывает историю, - компьютер пожертвовал фигурой, что, как казалось, намекало на его долгосрочную стратегию.


Каспаров и многие другие считали, что ход был слишком изощренным для компьютера, и предположили, что в ходе игры имело место некое человеческое вмешательство. "Это был невероятно тонкий ход - оборона, отрезающая затем путь к любому контрманевру, - сказал в 2001 году гроссмейстер Ясер Сейраван (Yasser Seirawan). - И он заставил Гарри поволноваться".

Спустя 15 лет один из создателей компьютера заявляет, что ход был результатом сбоя в ПО Deep Blue.

Читайте также: Шахматист Каспаров не жалеет, что вышел из игры


Это открытие опубликовано в книге статистика и журналиста The New York Times Нэйта Силвера (Nate Silver) под названием "Сигнал и шум" - и сразу же освещено Эзрой Кляйном (Ezra Klein) из Washington Post.

В ходе написания своей книги Силвер взял интервью у Мюррэя Кэмпбелла (Murray Campbell), одного из трех ученых-разработчиков IBM, которые создали Deep Blue. Мюррэй сказал ему, что машина не могла определиться с ходом и просто выбрала его случайным образом.

Тогда игра компьютера против Каспарова была названа историческим моментом в истории компьютерной науки - позорным поражением человеческого интеллекта. Однако, может быть, это была лишь демонстрация того, что мы, люди, склонны раздувать из мухи слона.


Многие шахматисты долгое время заявляли, что Каспаров в ходе матча был в невыгодном положении. Создатели Deep Blue имели возможность подправлять программирование компьютера между матчам, чтобы подстроить его под стиль и стратегию Каспарова. У них также был доступ к полной истории предыдущих публичных матчей Каспарова.

У Каспарова не было такой истории выступлений Big Blue. Поскольку с того момента, когда он в последний раз играл с ней, машина была серьезно модифицирована, по сути, он играл вслепую. И странный ход был объяснен этим преимуществом.

Также по теме: Шахматы должны прийти в школу

Команда IBM меняла алгоритмы между играми, однако частично они занимались исправлением бага, который привел к неожиданному ходу. Машина совершила ошибку, и они сделали так, чтобы это не повторялись. Ирония в том, что ход этот сыграл злую шутку с мозгом Каспарова, и вот этот баг исправить было некому.

"Каспаров заключил, что неожиданная игра была признаком высшего интеллекта, - сказал Кэмпбелл Сильверу. - Он никогда не думал, что дело - просто в сбое".

Заманчиво думать, что отсюда можно извлечь урок о человеческой природе. В конце концов, к победе машины привела человеческая ошибка в разработке программного обеспечения. Приятно считать, что именно человеческий фактор обеспечил победу компьютеру. Однако непонятно, сложилась бы ситуация иначе, если бы «баг» в системе не проявился или нет.

Спустя годы после последнего матча Deep Blue и Каспаров, и сменивший его в качестве чемпиона мира Владимир Крамник играли с различными версиями преемника Blue компьютера Fritz. Однако в ходе этих матчей вносить изменения в код компьютера было запрещено. Крамнику даже можно было поиграть против ПО до начала матча, и он имел право откладывать игру до следующего раза, если превышал 56 ходов.

Читайте тажке: Карпов - «Мы объединились с Каспаровым, чтобы сделать шахматы лучше»


Результаты для человечества - не обнадеживающие.

Матч Каспарова против X3D Frintz в 2003 году окончился ничьей. Точно так же кончился первый матч Крамника против Fritz в 2002. А в 2006 Крамник проиграл компьютеру из-за своего просчета.

Эти истории нельзя назвать однозначной победой машин, но и люди все еще не могут одержать победу. Хотя мы можем разработать стратегию, которая уравновесит вычислительное преимущество компьютеров, мы можем устать, допустить промах или занервничать. Машины никогда не устают и не волнуются.

Отношения между игроками в шахматы и компьютерами на самом деле скорее симбиотические, чем сопернические. Сегодняшние спортсмены используют компьютеры в качестве учебных пособий.

И на фоне современных компьютеров Deep Blue выглядит жалким. Может, пришло время матч-реванша?