Республиканский кандидат в президенты Митт Ромни резко раскритиковал стиль руководства Обамы во внешней политике во время выступления в Виргинском военном институте.
Делая упор на Ближний Восток, Ромни обвинил администрацию Обамы в том, что она несколько дней скрывала тот факт, что за атаками в ливийском Бенгази, в результате которых были убиты американский посол Кристофер Стивенс и еще трое американцев, стояли террористы. Также, сказал Ромни, Обама «отдалил» США от Израиля и не смог остановить Иран на его пути к получению ядерного оружия.
Во времена Обамы США, по словам Ромни, пользовались стратегией «руководства сзади». Приведя в пример Джорджа Маршалла, известного выпускника Виргинского военного института, великого начальника армии в ходе Второй мировой войны и госсекретаря США при президенте Трумэне, Ромни пообещал, что в случае избрания на пост президента он будет использовать силу США, чтобы формировать мировые события, вместо того, чтобы просто реагировать на них.
«К сожалению, политика этого президента не соответствует лучшим прмерам мирового лидерства США», - сказал Ромни.
Сторонники Ромни восприняли эту речь как продолжение его успешного выступления в ходе президентских дебатов на прошлой неделе. Он «выглядел, как главнокомандующий», написала придерживающаяся консервативных взглядов обозреватель газеты The Washington Post Дженифер Рубин в своем блоге The Right Turn.
В этом и заключается одно из политических препятствий, которые кандидаты должны преодолеть, чтобы одержать победу над уже занимающим президентское кресло соперником. Если избиратели не уверены в способности кандидата успешно справляться с ночными звонками по поводу внешнеполитических кризисов, они, возможно, не очень-то захотят менять уже проверенную администрацию.
Ромни попытался подойти к этому вопросу с «легкой руки». Он не обвинял Обаму в том, что тот «симпатизировал» протестующим на Ближнем Востоке, хотя раньше республиканский кандидат и делал подобные комментарии.
Вместо этого, его тон отражал основную стратегию подхода Ромни: избирателей, которым все еще нравится Обама, нужно убедить, что голосовать против нынешнего президента - это нормально.
Ромни «заменил “праведный гнев” на “трезвое” разочарование и попытался “разрешить” сомневающимся избирателям почувствовать то же самое по поводу провалов президента во внешней политике», сообщалось в блоге политического обозревателя МакКэй Коппинс в издании BuzzFeed.
Но некоторые критики говорят, что внешнеполитические темы, на которые обращал внимание Ромни, основывались на часто повторяющихся, но размытых утверждениях о том, что он будет лучше, чем Обама. Также, по их словам, взгляды Ромни, на самом деле, очень близки нынешним позициям США.
Что же касается отношений США с Израилем, становится понятно, что администрация Ромни предприняла бы другой подход: республиканский кандидат обещает сблизить интересы США и Израиля. «Мир никогда не должен видеть отчужденности в отношениях между этими двумя нациями», - сказал он.
По сирийскому вопросу, как сказал Ромни, он сотрудничал бы с союзниками, чтобы обеспечить повстанцев, «которые разделяют наши взгляды», необходимым оружием. На данный момент именно это и происходит, хотя Ромни, возможно, и стал бы настаивать на передаче сирийским повстанцам более мощного оружия.
По поводу Афганистана Ромни намекнул, что, по его мнению, Обама вывел оттуда американские войска слишком быстро, но добавил: «Я буду стремиться к настоящему и успешному переходу к афганским силам безопасности до конца 2014 года».
Это именно то, что сейчас запланировано администрацией США в Афганистане.
А насчет Ирана Ромни сказал, что страна не должна получить возможность производить ядерное оружие. Администрация Обамы занимает менее определенную позицию по поводу того, какую именно черту Иран не должен переходить. Однако Ромни не стал «бряцать оружием» по этому вопросу, говоря лишь, что он бы ввел новые санкции в отношении этой страны и усилил бы существующие меры.
Это - те же средства, которые администрация Обамы, по словам ее представителей, продолжает использовать в попытках сдержать Тегеран.
И у Обамы, и у Ромни – одинаковые внешнеполитические цели, пишет Дэниэл Дрезднер, блогер журнала Foreign Policy. К примеру, они оба хотят видеть мирный, стабильный Ближний Восток. Это неудивительно.
Разница между двумя соперниками заключается в средствах, которые они собираются использовать для достижения этих целей. «И – в статье за статьей, в речи за речью – Ромни либо вообще избегает разговора о них, либо упоминает те, которые уже используются администрацией Обамы, либо просто часто повторяет слово «решить», - пишет Дрезднер. – Этого недостаточно».
В действительности Ромни поменял свои позиции по целому ряду внешнеполитических вопросов, сказала Мадлен Олбрайт в разговоре с журналистами. К примеру, он неоднократно менял свои взгляды по поводу того, нужна ли интервенция США в Ливии.
«Когда речь заходит о конкретных деталях, у меня не складывается впечатление, что он точно знает, какие инструменты использовать, как работать в международной обстановке и какова роль США в XXI веке», - сказала Олбрайт.