Экзопланета по соседству

В звездной системе Альфа Центавра обнаружен мир размером с земной

© Фото : Haven Giguere/YaleПланета PH1, обнаруженная в четверной звездной системой участниками астрономического проекта Planet Hunters
Планета PH1, обнаруженная в четверной звездной системой  участниками астрономического проекта Planet Hunters
Этот мир настолько близок к нам, что прибывший оттуда инопланетянин сможет позвонить домой уже через четыре года после вылета. Астрономы открыли планету с самой маленькой массой, вращающуюся вокруг солнцеподобной звезды. Она обращается по орбите вокруг звезды Альфа Центавра В, входящей в звездную систему, которая является ближайшей соседкой нашей Солнечной системы.

Этот мир настолько близок к нам, что прибывший оттуда инопланетянин сможет позвонить домой уже через четыре года после вылета. Астрономы открыли планету с самой маленькой массой, вращающуюся вокруг солнцеподобной звезды. Она обращается по орбите вокруг звезды Альфа Центавра В, входящей в звездную систему, которая является  ближайшей соседкой нашей Солнечной системы. Хотя планета эта почти равна Земле по массе, она находится гораздо ближе к своей звезде, чем наш Меркурий к Солнцу. А это значит, что там на поверхности - выжженная скальная порода. Тем не менее, ее астрономическая близость к нашей Земле наверняка подхлестнет мечты о межзвездных полетах, особенно - сейчас, когда астрономы обыскивают Альфа Центавру в поисках более гостеприимных миров.

Такие планеты - самые близкие из числа тех, что могут обнаружить ученые, говорит астроном из Женевского университета Франческо Пепе (Francesco Pepe), входящий в состав группы, которая сообщила на этой неделе о сделанном открытии, ставшим триумфом весьма почтенного метода поиска планет. Используя такой метод, астрономы следят с Земли за мельчайшими колебаниями в движении звезды, которые обусловлены гравитационным притяжением вращающейся по орбите планеты. Этот метод, при помощи которого измеряется радиальная скорость звезды, позволил женевским исследователям в 1995 году впервые открыть экзопланету, обращающуюся вокруг солнцеподобной звезды.

Такое открытие стало триумфом весьма успешно зарекомендовавшего себя метода поиска планет. Используя такой метод, астрономы следят с Земли за мельчайшими колебаниями в движении звезды, которые обусловлены гравитационным притяжением вращающейся по орбите планеты. Этот метод, при помощи которого измеряется радиальная скорость звезды, позволил женевским исследователям в 1995 году впервые открыть экзопланету, обращающуюся вокруг солнцеподобной звезды.

Читайте также: Ученые обнаружили гигантскую «бриллиантовую» планету

Планета - газовый гигант с названием 51 Пегаса b - притягивает свою звезду со скоростью 50 метров в секунду. Движение Альфа Центавры B, вызываемое ее маломассивной планетой, в 100 раз медленнее, всего 50 сантиметров в секунду, и это похоже на медленную прогулку. То, что астрономы вообще смогли ее обнаружить, свидетельствует о постоянном совершенствовании методики.

Пепе и его коллеги открыли эту планету в рамках работ по отслеживанию десяти самых ярких и самых близких звезд, видимых из Южного полушария и наблюдаемых при помощи спектрографа HARPS (High Accuracy Radial Velocity Planet Searcher). Эти работы проводятся на 3,6-метровом телескопе Европейской южной обсерватории в чилийском местечке Ла-Силья. У трех звезд планеты уже обнаружены, и система Альфа Центавра стала четвертой после того, как исследователи три раза за ночь измеряли ее скорость, делая это почти каждую ночь на протяжении трех с лишним лет. Им удалось обнаружить лишь очень слабое колебание, да и то - на пределе возможностей аппаратуры.

Чтобы найти настоящего близнеца Земли, который вращается вокруг похожей на Солнце звезды на расстоянии схожем с радиусом земной орбиты, потребуется очередной прорыв в точности и чувствительности приборов, чтобы измерять колебания всего в 9 сантиметров в секунду. Сейчас астрономы возлагают надежды на то, что им удастся отыскать экзо-Землю при помощи другого пеленгатора планет. Речь идет об астрономическом спутнике НАСА «Кеплер», запущенном в 2009 году. Он следит за уменьшением силы света звезды, когда перед ней проходит планета. Данные, полученные за первые два года его работы, позволили обнаружить около 3000 кандидатов на звание экзопланеты, говорит главный исследователь Уильям Боруцки (William Borucki), представивший новые результаты 15 октября на заседании отдела планетарных исследований Американского астрономического общества в Рено, штат Невада.