Энергетический бум в Америке спровоцировал столкновение между областями политики и экономики. Экспорт нефти в больших объемах запрещен в США уже почти столетие. Однако с учетом роста объема добычи и 20-процентной скидки на сырую нефть внутри страны, производители хотят поставлять ее за границу. Именно с такой целью BP, Royal Dutch Shell и еще четыре компании подали заявки на получение ограниченной лицензии. Снятие ограничений на торговлю может принести пользу всем.
Согласно Закону об аренде месторождений полезных ископаемых, принятому в 1920 году, производители могут экспортировать лишь небольшие объемы черного золота. Даже для ведения поставок в Канаду требуется специальная лицензия – компания ВР уже получила ее. В настоящее время Америка экспортирует 47 тысяч баррелей в день, импортируя при этом около 8 миллионов баррелей. Но с 2008 года объемы добычи нефти выросли на 32%.
Увеличение объемов добычи нефти постепенно помогает сделать Америку более самостоятельной в смысле энергоресурсов. Единственной проблемой является то, что в США достаточно низкий спрос на легкую малосернистую нефть, которую добывают на новых месторождениях. Кроме того, большинство американских нефтеперерабатывающих предприятий спроектированы для переработки тяжелой высокосернистой нефти. И наконец, систему нефтепроводов, предназначенную для транспортировки добываемой нефти, никак нельзя назвать адекватной.
Все перечисленные факторы мешают добывающим компаниям установить цены, соответствующие мировым ценам на нефть. В мире нефть марки Brent сейчас продается по цене, которая превышает цену на американскую сырую нефть на 21 доллар. Продажа американской нефти за рубеж, где спрос на легкую малосернистую нефть выше, позволила бы добывающим компаниям скомпенсировать эту разницу в ценах. А экспорт одного вида нефти при условии одновременного импорта другого не изменит общего баланса в энергетической сфере дядюшки Сэма.
Но запрет на экспорт нефти невозможно снять без борьбы. Даже попытки разрешить экспорт американского природного газа, которого у страны в изобилии, встретили упорное сопротивление со стороны таких энергетических националистов как конгрессмен Эд Марки (Ed Markey), который занимает высокую должность в Комитете по природным ресурсам и который уверен в том, что это приведет к росту цен на внутреннем рынке. Экспорт нефти – это гораздо более деликатный вопрос. Противники экспорта нефти утверждают, что продажа нефти за рубеж противоречит стремлению уменьшить зависимость от не слишком дружественных государств, таких как Венесуэла, или проблемных регионов, таких как Ближний Восток.
Кроме того, в условиях отсутствия возможности экспорта у американских производителей нефти и газа не будет стимулов повышать объемы добычи, поскольку ограничения на внутренний спрос могут привести к дальнейшему снижению цен на сырье. А в этом не заинтересован никто. Америка хочет, чтобы значительные объемы иностранной нефти стали доступными для американских потребителей, и при этом она не пускает свою нефть на мировые рынки. В данном случае политические двойные стандарты подвергаются испытанию экономикой энергопроизводства.