Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Саентология и я: во что на самом деле верят саентологи (часть 2)

© Церковь саентологииЦерковь саентологии
Церковь саентологии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Воспитываясь в окружении терминов и идей саентологии, я выработала в себе способность переключать языковой регистр – способность быстро, почти подсознательно, менять язык, попадая в различные социальные сферы. Вплоть до сегодняшнего дня мне кажется, что когда я встречаюсь со своими родителями, у меня в голове как будто открывается дверца, позволяющая использовать тот особенный язык. Но эта дверца закрывается, когда я со своими друзьями.

Саентология: Мое детство в церкви (часть 1)

 

Будучи ребенком родителей-саентологов, ребенком, появившимся на свет в тихой комнате, где все было подготовлено к возвращению реинкарнированного тэтана, я быстро освоила специализированную терминологию Церкви. Когда я была еще совсем маленькой, я ходила вместе с матерью на курсы в центреы Flag Land в Клируотер в штате Флорида и в Лос-Анджелесе, надев футболку, на которой было написано «future OT», - совершенно непонятное обычным людям сочетание, увидев которое любой опытный саентолог поймет, что меня готовят к тому, чтобы я освободилась от своего «реактивного разума» и «очистилась», прежде чем подняться по «мосту к абсолютной свободе» и достичь уровня ОТ (оперирующего или действующего тэтана). Если бы я выбрала для себя путь интенсивного изучения саентологии и тренировки, я, вероятно, имела бы не больше долгов, чем я имела по студенческой ссуде, но мне не пришлось выбирать: я была еще слишком маленькой, чтобы ходить на курсы саентологии, когда моя мать ушла из Церкви, а когда по прошествии некоторого времени
отец попытался устроить меня туда, мне не позволили там учиться из-за того, что моя мать имела статус врага Церкви.

Воспитываясь в окружении терминов и идей саентологии, я выработала в себе способность переключать языковой регистр – способность быстро, почти подсознательно, менять язык, попадая в различные социальные сферы. Вплоть до сегодняшнего дня мне кажется, что когда я встречаюсь со своими родителями, у меня в голове как будто открывается дверца, позволяющая мне использовать тот особенный язык. Но эта дверца закрывается, когда я со своими друзьями,  не давая мне случайно проговориться о какой-нибудь инграмме, поставив себя в неловкое положение. Но я до сих пор иногда путаюсь. Однажды мне пришлось спросить у своей матери, было ли слово «энтурбуляция», означающее состояние крайнего возбуждения, когда человек не способен ничего делать,  саентологическим термином или обычным словом, и, черт побери, я пережила именно это состояние, когда мама сказала, что это не обычное слово. Пока я росла, я слышала и использовала этот термин так часто, что в моем сознании установилась прочная связь между ним и специфическим психологическим состоянием, которое я ощущала и переживала как энтурбуляцию. Если этот термин не был настоящим словом, значило ли это, что другие люди никогда не переживали этого состояния? Как я могла объяснить им мое состояние, если они не понимали этого термина?

Разумеется, я могла объяснить им это состояние, не прибегая к специализированному языку Церкви – именно это я и делала. На самом деле, большая часть базовой терминологии, которой пользуются саентологи, вполне понятна людям, воспитанным в евро-американских традициях. Основатель саентологии и ее предшественницы дианетики Лафайетт Рональд Хаббард (Lafayette Ronald Hubbard), который не смог добиться успеха как писатель-фантаст, а позже создал новую «науку разума», был типичным американцем 20-го века. Хаббард искусно соединил западную философию и восточную религию, воспользовавшись (правда, чаще всего это выглядело как кража) различными традициями, чтобы создать «научную религию», которая прекрасно согласовывалась с типично американской зацикленностью на собственной личности и которая соединила в себе  самоуверенность Эмерсона и самореализацию Опры. Как любая другая религия, она становится все более сложной и эзотерической по мере того, как вы в нее углубляетесь, но ее фундаментальные принципы довольно просты. В них нет ничего настолько же невероятного, как буддистский императив об очищении себя от желаний или христианское требование признать три ипостаси бога.

Когда люди узнавали, что я воспитывалась в традициях саентологии, практически все были заинтригованы такими новостями. С годами я выработала простое объяснение того, во что верят саентологи. Главным образом, саентологи верят в бессмертную духовную сущность, называемую Тэтаном, которая, по сути, представляет собой душу, в плотское основание и в движимый импульсами «реактивный ум», который по существу соответствует бессознательному. Сохраняя все плохое, что случалось с человеком в ходе жизни, реактивный ум диктует человеку его действия в соответствии с принципом «раздражение-ответ», обходя наш сознательный аналитический ум. Саентологи верят, что когда человек освобождается от своего реактивного ума, он достигает состояния «чистоты» и становится «оперирующим тэтаном» (ОТ). В ранних работах по дианетике чистота понималась как высший уровень, которого человек может достичь. (Позже Хаббард «открыл» дополнительные уровни ОТ, включая скандально известный уровень ОТ-3.)

Дианетический одитинг, форма регрессивной терапии, в которой применяется Е-метр с целью измерения уровня психологических реакций, это процесс, посредством которого человек освобождается от своего реактивного ума. Согласно теории дианетики, сознание состоит из образов, основанных на прошлом опыте, которые мы используем, чтобы делать выводы и принимать решения в конкретных ситуациях. Эти образы в реактивном уме называются инграммами, которые воспринимаются как источники разного рода расстройств, от мигрени до неумения разбираться в мужчинах. Термину инграмма трудно подобрать эквивалент из повседневного языка, но, в сущности, она представляет собой хранимый подсознательный образ, который способен оказывать на нас влияние. Эти образы зачастую способны причинять нам вред, действуя примерно также как то, что люди часто называют фобиями или просто плохими ассоциациями. В течение многих лет, чтобы объяснить понятие инграммы, я пользовалась примером из книги, которую я получила в качестве подарка на Рождество 1986 года, но учитывая склонность церкви к разного рода судебным разбирательствам, я приведу другой пример из своего личного опыта.

Скажем, вы росли рядом с океаном, и однажды теплым днем вы, сидя и болтая ногами в воде, увидели (или подумали, что увидели – это не имеет значения), как мимо ваших ног скользнула мурена, и внутри вас все похолодело. Вы были довольно молоды, когда это произошло, и вы плохо помните подробности происшествия, но в последующие годы вы испытываете животный ужас перед любой непрозрачной водой: вы не просто боитесь оказаться в такой воде, вас охватывает страх при одной только мысли о ней. Это ваша инграмма. По ходу жизни эта инграмма может породить «вторичный» «замок» и «цепочку», которые связаны с первоначальной инграммой: к примеру, боязнь воды может мешать вам заниматься плаванием в летнем лагере, а издевки ваших сверстников только добавят страдания, которые вы испытываете в связи с первоначальной инграммой.

Во время сеанса одитор пытается оценить, определить и стереть эти подсознательные образы, которые хранятся в реактивном уме. Глядя на показания Е-метра, отражающее ваши эмоциональные ответы, одитор будет задавать вам вопросы, начиная чаще всего с информации из вашей личной анкеты или просто с событий вашего дня. «Что вы делали вчера?»-  может спросить одитор, и пока вы рассказываете о событиях вчерашнего дня, он может заметить резкие движения стрелки, когда вы упомянете о разговоре с вашей подругой Анной, после чего обязательно последует вопрос: «О чем вы говорили с Анной?» Пока вы пересказываете свой диалог с Анной, одитор заметит резкое движение стрелки в тот момент, когда вы упомянете о запланированном отдыхе в домике у озера, и начнет расспрашивать вас об этом месте: «Вы когда-нибудь прежде там бывали? Вам нравится ездить в отпуск? Планируете ли вы купаться?» Думаю, идея ясна. Эта беседа продолжается до тех пор, пока одитор не проследит вашу инграмму до момента ее формирования, возможно даже в вашу прошлую жизнь. И таким образом не нейтрализует ее.

В этом заключается фундаментальное учение Церкви саентологии, и большинство людей, которые вступают в эту организацию, посещают курсы и убеждаются, что в их случае одитинг работает, он помогает им чувствовать себя более уверенными, сильными и способными контролировать ситуацию. Разумеется, существует и другая сторона Церкви, та сторона, где, в случае если «техника» вам не помогает и у вас есть проблемы, решить которые саентология неспособна, и где бог запрещает вам высказывать критику в адрес Церкви и ее действий – тогда вас наказывают, изгоняют и заставляют вас чувствовать, что во всем виноваты только вы сами (вы можете даже стать таким, как моя мать – «подавляющим» человеком, кем-то, кто открыто противостоит саентологии). Но если бы у саентологии не было определенного числа успешных и очень состоятельных практикующих последователей, она никогда бы не стала такой популярной и не смогла бы пережить недавние потрясения.

«А как насчет пришельцев?» - спрашивают некоторые. Это приводит меня к той части истории, которая адресована людям, имеющим весьма поверхностное понятие о саентологии: хватит уже о Ксену! Никогда о нем не слышали? Тогда слушайте: в далекой-далекой галактике злой властелин Ксену решил справиться с проблемой перенаселения, отправив миллионы пришельцев на Землю, где они внедрялись в тела людей, принося своим хозяевам болезни и страхи, и чтобы их изгнать, требуется проводить сеансы одитинга (да, в той серии South Park все верно). Однако необходимо отметить, что, когда обычные люди заговаривают о Ксену или ошибочно утверждают, что он является основой Церкви, они понимают, что практикующим саентологам история Ксену неизвестна. История Ксену возникает только тогда, когда человек достигает ультрасекретного уровня ОТ-3, до которого он может подняться, лишь полностью очистившись, а для этого ему нужно потратить десятки тысяч долларов на одитинг и курсы, которые длятся десятилетиями. Мой отец, который состоит в Церкви уже почти 50 лет, так и не смог подняться выше уровня ОТ-1.

Меня очень огорчает, когда я слышу, что саентологи, должно быть, либо психи, либо люди, которым хорошо промыли мозги, потому что они верят в Ксену. Правда заключается в том, что они либо еще ничего не знают о Ксену, потому что они еще пока новички (или потому что им не хватает денег, чтобы приблизиться к «мосту к абсолютной свободе»), либо они все-таки узнали о существовании Ксену после многих лет тренировок, потратив десятки тысяч долларов на курсы и успев трансформировать круг своей семьи и друзей, который теперь состоит практически исключительно из других верующих, которых заставят отказаться от них, если он отрекутся от учения Рона Хаббарда. Некоторые из этих людей скрывают свое неверие и принимаются искоренять назойливых телесных тэтанов, мешающих им жить. Другие просто сравнивают эту легенду с другими сказаниями религиозного толка и утверждают, что ее не стоит понимать буквально.

Когда я сама узнала об уровне ОТ-3 в возрасте 12-13 лет из средств массовой информации, я задала своему отцу вполне невинный вопрос, потому что мне было трудно принять то, что он может верить таким вещам. Когда он понял, что то, о чем я его спрашиваю, было уровнем ОТ-3, он начал заметно нервничать и сказал мне, что он еще не готов для подобной информации. Все потому что саентологи верят, что, если вы узнаете о высших уровнях до того, как вы полностью к этому подготовитесь, вы серьезно заболеете – очень удобный способ сохранить под своим крылом людей, которые еще не успели полностью посвятить свою жизнь и свои финансы Церкви, в тот момент, когда они вдруг узнают, что все это  - просто бред сумасшедшего.

Саентология – это не единственная религия, которая скрывает свои эзотерические знания от всех, кроме самых преданных своих последователей. Иудаизм и мормонство, к примеру, а также другие христианские секты раскрывают особые знания только мужчинам определенного возраста или духовенству. История Ксену похожа на ту часть тибетского буддистского учения, в которой последователи должны мысленно вступить в сексуальную связь с божеством, чтобы достичь озарения. Для большинства последователей, которые никогда не достигают высоких уровней, их существование просто бессмысленно.

Не думаю, что это справедливо критиковать религию только на том основании, что она не имеет ничего общего с тем, как ее воспринимают ее последователи. Можно найти множество причин для критики в адрес церкви, основанной не на том, во что верит саентология, а на том, как с этими верующими обращается организация, которой они так много отдали.