Некоторые в Вашингтоне снова призывают к созданию над Ливией зоны, свободной от полетов. Джеймс Роузен из Госдепартамента расскажет нам подробнее, однако сначала послушаем Стива Харригана, он влючается к нам в прямом эфире из Триполи. Стив, расскажите нам о битве в городе Эз-Завия!
- В этом городе проживает порядка двух тысяч человек. Сейчас уже идет пятый день столкновений. Проблема в том, что танки есть лишь у одной стороны. Правительство ввело в город свои самые продвинутые бронесилы. В битвах принимают участие аж 50 танков.
По некоторым сообщениям, повстанцы, которые по-прежнему не сдаются и продолжают сражения, используют громкоговорители, призывая друг друга попытаться создать последнюю линию обороны в центре города.
- А полковник Каддафи сегодня где-то там публично появился, это так?
- Да, полковник появился сегодня в отеле, он вышел из белого BMW 700-й серии. Сотрудники службы безопасности защищали его от толпы журналистов. Он сообщил репортерам турецкого телевидения, что повстанцев на востоке поддерживает "Аль-Каида" и что создание зоны, свободной от полетов, будет незаконным. Однако, вероятно, красноречивее всего был язык его жестов. Каддафи прошел через толпу с поднятым над головой кулаком, как боксер-чемпион. Он очевидно наслаждался вниманием к себе и, похоже, был доволен недавними успехами правительственных сил.
- Это был прямой эфир из Триполи. Несколько часов назад сенатор Джон Маккейн вновь выразил поддержку созданию зоны, свободной от полетов, с целью не дать Каддафи осуществлять авиаудары по своему собственному народу.
ДЖОН МАККЕЙН, сенатор-республиканец: Президент США сказал, что Каддафи должен отказаться от власти. Такова американская позиция. Следовательно, это означает, что один из способов достичь этой цели - создание бесполетной зоны.
Маккейн - один из как минимум пяти сенаторов, поддерживающих установление над Ливией зоны, свободной от полетов. Однако есть и проблема - зона может не сработать. По крайней мере, таково мнение военных экспертов.
Джеймс Роузен расскажет нам подробности из Госдепартамента.
Есть комментарии о том, что самая серьезная воздушная мощь Ливии заключается совсем не в военных самолетах.
- Все так, генерал Джеймс Эймос сказал, что самая большая угроза исходит от флота вертолетов полковника Каддафи. Генерал столкнулся с законодателями на Капитолийском холме. В итоге ему задавал вопросы сенатор Джон Маккейн. В ходе диалога выяснилось, что нейтрализация противовоздушного потенциала Каддафи не будет таким уж сложным делом.
ДЖОН МАККЕЙН, сенатор-республиканец: По моей информации, у них там советские, устаревшие версии ракет класса "земля-воздух"...
ГЕНЕРАЛ ДЖЕЙМС ЭЙМОС: Да, сэр, все верно.
ДЖОН МАККЕЙН, сенатор-республиканец: Правильно ли я понимаю, что все ресурсы располагаются на четырех базах вокруг Триполи?
ГЕНЕРАЛ ДЖЕЙМС ЭЙМОС: Да, сенатор, так и есть.
Однако несколько минут назад сенатор Дик Лугар, высокопоставленный республиканец в комитете по внешним связям сделал такое заявление:
"На мой взгляд, США не должны начинать военную интервенцию в очередную мусульманскую страну без долгого и сложного раздумья о последствиях... Если зона, свободная от полетов, не остановит уличные бои, готовы ли мы усилить свое участие, перенеся сражения на землю?"
Лугар даже заявил, что, по его мнению, создание бесполетной зоны потребует, чтоб конгресс провозгласил Ливии войну.
- Джеймс, сегодня появились признаки того, что Белый дом стал положительнее относиться к идее создания бесполетной зоны.
- Да, эта идея должна подвергнуться тщательному обсуждению, если президентская команда по национальной безопасности решит найти стратегию по ливийскому кризису. Сегодня Обама говорил по телефону с британским премьером Дэвидом Кэмероном. Они договорились активировать совместные планы по вероятным действиям, включая возможное создание зоны, свободной от полетов. Хиллари Клинтон, в свою очередь, выразила некоторую открытость идее создания зоны, однако заявила, что важно, чтобы подобное решение было принято ООН, а не США. Также Клинтон подчеркнула, что в Совбезе ООН есть страны, которые до сих пор выступают против этой идеи. Она имела ввиду Сергея Лаврова, резкого министра иностранных дел России, который сказал, цитирую, что "ливийцы должны решать свои проблемы сами".