Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чем все кончится в Ливии?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в

Ливийские повстанческие силы в понедельник заявили о взятии восточного поселения Брега, прибыльного портового города с ключевой нефтяной инфраструктурой. Представитель повстанцев, который делал заявление, сказал, что на настоящий момент они пытаются очистить город от мин, а ливийская армия тем временем продолжает атаковать их позиции ракетным огнем с запада. Даже если заявления повстанцев являются правдой, нет никаких гарантий того, что они смогут удержать Брегу, а уж тем более продвинуться на Запад вдоль побережья к Триполи.

Тем временем, продолжаются усилия по поиску политического решения для окончания ливийской войны. Чем дольше она длится, тем более вероятно, что страны, возглавляющие кампанию – Франция, США и Великобритания, – станут стремиться к переговорному урегулированию, к которому Каддафи не станет демонстрировать стремления.

Повстанцы берут Брегу не впервые. То же самое уже случалось в апреле, вскоре после начала натовской воздушной кампании. Силы мятежников добрались до восточных окраин родного города Каддафи Сирта, а затем ливийская армия оттеснила их обратно. В этот раз силы полковника также запросто смогут мятежников оттеснить назад.

Настоящего изменения на поле боя в Ливии пока не произошло. Самолеты НАТО бомбят страну уже четыре месяца, однако фундаментальная проблема никуда не девается, и она заключается в том, что силы повстанцев не способны значительно продвинуться к Триполи.

В ливийской войне – три фронта. Главнейший фронт – на востоке, где располагается Брега. Затем есть очаг сопротивления в западном прибрежном городе Мисрата, и, наконец, есть берберские партизаны в горах Нафуса к юго-западу от столицы. За последний месяц повстанческие силы продвинулись на трех фронтах, однако ни на одном из них у мятежников нет прочного шанса в ближайшем будущем совершить прорыв.

Трудности с хорошим оружием и оснащением, достаточной военной тренировкой и, что, вероятно, наиболее важно, хорошим командованием продолжают создавать повстанцам проблемы. Территории подходов к Триполи также усложняют взятие столицы: плоская местность, лишенная каких-либо естественных ограждений, дает преимущество хорошо укрепленной ливийской армии. Правда, что силы Каддафи также ослабли за месяцы натовской кампании, однако ничего - кроме полнейшего крушения режима - не откроет путь к Триполи.

Военная неполноценность повстанцев сыграет большую роль в поисках разрешения военного конфликта в Ливии. НАТО выразило готовность продолжать бомбардировки как минимум в течение следующих нескольких месяцев, однако страны-члены не готовы направлять в страну наземные войска. Так что коалиция, похоже, рассчитывает на один из следующих вариантов: что Каддафи погибнет в результате авиаудара, что маловероятно, либо что продолжающееся военное давление приведет к падению режима полковника. Вот почему западные державы, бомбящие Ливию, вместе с тем закладывают основы для политического решения – на тот случай, если военный вариант не сработает. Все  эти страны по-прежнему согласны, что Каддафи должен уйти, однако вопрос в том, как это устроить.

Определенно, выдача Международным уголовным судом ордера на арест полковника Муаммара Каддафи лишь уменьшает его готовность уйти в результате переговорного решения. И переговоры, которые неизбежно начнутся, если ситуация будет развиваться по текущей траектории, скорее будут задействовать других представителей режима Каддафи, чем самого Братского вождя. А как события будут разворачиваться дальше, будет продиктовано во многом тем, сколько сил смогут приложить ливийские повстанцы.