МОСКВА - Сказать, что ты завидуешь человеку, которого обвиняют в изнасиловании, - далеко не верх политкорректности. Особенно если такое заявляет президент великой страны. Но Владимир Путин, который не впервые допускает бестактности с сексуальным подтекстом, может рассчитывать на дружественные СМИ. Действительно, у него в стране почти никто не воспроизвел то, что было опубликовано в газете 'Коммерсант', до сих пор сохраняющей некоторую независимость. Ни единого слова в газетах, молчание по телевизору, хотя в тот момент, когда произошел этот случай в Кремле, микрофоны у всех были еще включены. Неловкая попытка президента проявить солидарность с подвергающимся критике израильским руководством вызывает отклики лишь за рубежом.
Тем более что официальному представителю Кремля Дмитрию Пескову, который более других уделяет внимание иностранным журналистам, было доверено произнести нечто вроде опровержения. Он сделал все, что мог, чтобы преуменьшить масштаб произошедшего, сделав упор на лингвистический аспект: 'Порой перевод с русского на английский не полностью отражает смысл высказывания. Это один из таких случаев'. Как утверждает Песков, то, что сказал Путин, 'не может ни в коем случае рассматриваться как одобрение изнасилования или высокая оценка предполагаемых действий в таком духе'.
Отлично - но что же именно сказал Владимир Владимирович? Во время встречи с израильским премьером Эхудом Ольмертом оба лидера обменивались фразами, ожидая, пока журналисты и фотографы покинут зал.
По версии, которую запустил один из представителей израильской делегации, все это объяснялось как попытка проявить солидарность с президентом Моше Кацавом: 'Передайте привет вашему президенту, он нас по-настоящему удивил. Я с ним встречался, и мне не показалось, что он способен иметь дело с десятью женщинами!'. В этом и был смысл возможной 'ошибки' при переводе.
Но на беду Кремля большинство присутствовавших журналистов были русскими, и, похоже, почти все слышали пресловутую фразу непосредственно из уст Путина, на языке оригинала. Среди них был и Андрей Колесников, специальный корреспондент газеты 'Коммерсант', когда-то принадлежавшей Борису Березовскому (который сбежал за границу), а несколько месяцев назад, переменив нескольких владельцев, оказавшейся под крылом 'Газпрома'.
Пока что создается впечатление, что в газете ничего не изменилось - так что Колесников опубликовал все. И по-русски фраза оказалась гораздо серьезнее, чем в переводе: ''Оказался очень мощный мужик! Десять женщин изнасиловал! Я никогда не ожидал от него! Он нас всех удивил! Мы все ему завидуем!'. Подтверждение тому, что о зависти действительно шла речь, дает не назвавший себя израильский чиновник, который рассказывает, что позднее, пока посол шутил на тему зависти Путина, Ольмерт вмешался: 'Я бы не стал завидовать!'.
Из-за границы посыпались критические замечания. На европейском саммите председатель Еврокомиссии Баррозу уклонился от ответа на вопрос о выходке Путина и сказал, что Евросоюз желает вести с Россией 'очень открытый и искренний диалог по всем темам, включая самые деликатные - такие, как права человека'. В России между тем все уже привыкли к 'откровениям' Владимира Владимировича. В свое время он раздраженно ответил французскому журналисту, который спрашивал о Чечне, предложив ему сделать в России обрезание. Путину, выходцу из КГБ, нравятся сильные выражения в казарменном духе. Говоря об олигархах, не платящих налоги, в интервью Corriere della Sera он использовал выражение, которое переводилось примерно как: 'Такого не может быть, чтобы они соблюдали закон только тогда, когда их схватят за ж. . .'. А в ходе пресс-конференции, посвященной Ирану, он прибег к изящному сравнению: 'Если бы у бабушки были определенные половые признаки, она была бы дедушкой'.
Встречаясь в 2003 году в Риме с Берлускони, он был не только дальновиден, но и краток: когда у него спросили, отправит ли Россия, всегда возражавшая против войны в Ираке, своих солдат в качестве миротворцев, ответ был: 'Мы же не дураки'.
___________________________________________________
Легкомысленное замечание Путина об израильском скандале ("The New York Times", США)
Путин с Марса и Ольмерт с Венеры ("The Jerusalem Post", Израиль)