Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конец цивилизации - это отказ от сочувствия. Мы уже стали бесчувственными?

Цивилизация - это даже не язва, а небольшое покраснение на коже биосферы, которое в любой момент может быть стерто экологической катастрофой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В книге все социальные нормы перестают существовать; на их место приходит сперва организованное насилие, а затем хаотический, обезоруживающий ужас. А что еще остается выжившим? Единственным ресурсом, оставшимся в их распоряжении, является человеческий. Трудно представить, как такое может произойти за недолгий век человечества, даже принимая во внимание последствия ядерной зимы...

Пару недель назад я прочитал самую значительную в истории человечества книгу об окружающей среде. Нет, это не 'Безмолвная весна' Рейчел Карсон, не 'Меньше - лучше' Шумахера и даже не 'Уолден' Генри Дэвида Торо. Там не было графиков, таблиц, фактов, цифр, прогнозов и даже аргументов. Более того, там нет ни одного мрачного суждения относительно будущего (которыми, увы, отличаются почти все книги об экологии). Это художественное произведение, роман, впервые опубликованный год назад, и когда вы прочтете его, то ваш взгляд на мир изменится.

Книга Кормака Маккарти (Cormac McCarthy) 'Дорога' изображает мир, в котором не осталось биосферы, где единственными живыми существами остались люди, а еду им приходится находить среди сажи и мертвых деревьев. Спустя несколько лет после начала действия романа главный герой замечает пролетающих в небе последних птиц и слышит 'их полузадушенное чириканье на высоте нескольких миль, где они летели над землей, столь же бессмысленно, как и орды насекомых, штурмующих край кружки'. Маккарти не утверждает, что что-то подобное непременно произойдет, а просто рассуждает о возможных последствиях.

В книге все социальные нормы перестают существовать; на их место приходит сперва организованное насилие, а затем хаотический, обезоруживающий ужас. А что еще остается выжившим? Единственным ресурсом, оставшимся в их распоряжении, является человеческий. Трудно представить, как такое может произойти за недолгий век человечества, даже принимая во внимание последствия ядерной зимы, о которой пишет Маккарти. Но его мысленный эксперимент выявляет ту ужасную действительность, которую мы не видим за своим высокомерием и технологиями: наша зависимость от биосферы по-прежнему абсолютна. Цивилизация - это даже не язва, а небольшое покраснение на коже биосферы, которое в любой момент может быть стерто экологической катастрофой. Я дочитал 'Дорогу' полтора месяца назад, но до сих пор нахожусь под впечатлением.

Теперь, когда я просматриваю свежие отчеты ООН о состоянии окружающей среды, мой взгляд все время спотыкается о цифры. В отчетах немного хорошего - почти везде в бензин перестали добавлять свинец, в большинстве развитых стран сократили выбросы серы - и много плохого. Меня же больше всего волнует производство.

Производительность сельского хозяйства за два десятилетия выросла с 1,8 до 2,5 тонн с гектара, но население растет еще быстрее. 'Уровень мирового производства злаков достиг максимума в 1980-х гг. и с тех пор медленно снижается'. К 2050 году население Земли составит около девяти миллиардов; это означает, что для выполнения задачи по продовольствию (добиться уменьшения числа голодающих вдвое) потребуется удвоить мировое производство продуктов питания. Если не заняться проблемами отходов, перегрева окружающей среды, биотоплива и потребления мяса, спрос на злаки может вырасти в три раза по сравнению с нынешним уровнем.

Имеются два сдерживающих фактора. Первый из них - ограниченный запас фосфатов (об этом в отчете ООН говорится лишь вскользь). Еще более важный фактор - вода. 'Выполнение задачи по продовольствию потребует удвоения расхода воды к 2050 году'. А где ее брать? 'Нехватка воды стала острой проблемой во многих регионах. Земледелие уже потребляет львиную долю речной и артезианской воды'. Десять процентов главных рек мира впадают в море не круглый год.

Зарывшись в сто сорок восьмую страницу, я наткнулся на следующее утверждение: 'При сохранении нынешних тенденций к 2025 году абсолютный дефицит воды будет наблюдаться в странах и регионах с общим населением 1,8 млрд. чел., а две трети человечества будут жить в условиях напряженности водного режима'. Частично это объясняется загрязнением и сведением лесов, но главной причиной будущей засухи станут изменения климата. В тех местах, где потребность в воде ощущается наиболее остро, будет выпадать меньше осадков. Получается, что невозможно обеспечить людей едой, если каким-то образом не сократить выбросы углерода, а значит, без этого никак не предотвратить социальных взрывов во многих странах.

Камень падает в пруд; по поверхности разбегаются круги, но уже через секунду все опять гладко. Переверните страницу и живите спокойно. На прошлой неделе выяснилось, что изменение климата может уничтожить половину видов живых существ; что двадцать пять видов приматов уже находятся на грани исчезновения; что темпы высвобождения связанного углерода превышают прогнозируемые на несколько десятилетий. И никто ничего не делает, и все ждут, пока начнет что-то делать кто-то другой. И думают все одно и то же: 'Если и правда все так серьезно, так, наверное, кто-нибудь уже что-нибудь сделает'.

В субботу, чтобы хоть немного развеяться после чтения отчета ООН (кто сказал, что экологи не умеют отрываться по полной?), я пошел на акцию протеста в Бирмингеме. Участники акции съехались со всей страны и теперь обсуждали восемнадцать новых дорожных проектов, запланированных британским правительством. С одобрением были встречены поправки к законопроекту о климатических изменениях, предложенных накануне министром окружающей среды Хилари Бенн (Hilary Benn). Тем не менее, во всех сферах, связанных с энергией (авиация, транспорт, производство электричества, строительство, добыча угля и нефти), правительство придерживается той политики, которая способствует повышению выбросов. Законопроект предусматривает сокращение выбросов на шестьдесят процентов - как же правительство намерено воплощать его в жизнь?

Точного ответа не знает никто, но, вероятно, он заключается в хитром параграфе о торговле углекислым газом. Если правительство не сможет, как запланировало, снизить выбросы на 60 процентов, оно будет платить другим странам, чтобы они снижали свои выбросы. Однако такие технологии работают лишь тогда, когда требуется снизить глобальные выбросы на незначительную величину. Для предотвращения глобальных климатических изменений необходимо отказаться почти от всех, или вообще от всех выбросов. При этом большей части государств, с которыми торгует Великобритания, придется отказываться и от своих выбросов, и от наших. Такими темпами скоро придется покупать право загрязнять атмосферу у Марса и Юпитера. Способ предотвратить глобальные климатические изменения один - сократить выбросы здесь и сейчас.

Но кто убедит нас действовать? Какими бы сильными ни казались предлагаемые оппозиционными партиями меры, провести их в жизнь без поддержки избирателей невозможно. Би-Би-Си уже отказались от передачи Planet Relief, чтобы не нарушать принципа беспристрастности: ведь можно, упаси Боже, подумать, что Би-Би-Си выступают против массовых вымираний. При этом их же передача Top Gear буквально растаптывает те же самые принципы, а по адекватности примерно соответствует Black and White Minstrel Show.

На телевидении масса передач, настойчиво советующих путешествовать в дальние страны, ездить быстро, строить с размахом, покупать много, и никто не думает, что этим нарушаются какие-то правила (на самом деле блюдутся лишь интересы бизнеса и сильных мира сего). Обуянные страхом и жадностью СМИ безнадежно затянуты в трясину обслуживания интересов экономики потребления и объективно работают против биосферы.

У меня создается впечатление, что наша страна буквально толкает других в направлении описанной Маккарти 'Дороги'. По мере того, как гибнет биосфера, Маккарти описывает крах всего того, во что верит главный герой. Я чувствую, что нечто подобное может происходить уже сейчас. Богатые люди по всему миру коснеют в эгоизме и теряют способность к сочувствию. Если так, можно не дожидаться, пока сгорят леса и закончатся запасы продовольствия. Наша цивилизация в опасности уже сейчас.

________________________________________________

Мы сидим на углеродной игле. Остановите нас ("The Washington Post", США)