Распространенная и, как мы подозреваем, сознательно культивируемая амнезия среди чиновников администрации Буша и министерства обороны привела к тому, что следственный комитет Палаты представителей не смог установить причастность высокопоставленных чиновников к распространению двух фальшивых историй о героизме, при помощи которых власти стремились добиться большей поддержки населением войн в Ираке и Афганистане.
Похоже, мы так и узнаем, кто распространял легенду о том, что рейнджер капрал Пэт Тиллман (Pat Tillman), которого администрация сделала символом своей войны с террором, погиб от вражеского огня в Афганистане (заслужив при сомнительных обстоятельствах Серебряную звезду) в то время, как военным уже давно было известно, что он погиб случайно, оказавшись под огнем американских войск.
Не сумеем мы узнать, и кто распространял фальшивку о рядовом первого класса Джессике Линч (Jessica Lynch), которая была взята в плен в Ираке якобы после того, как дала отпор врагу в стиле Рэмбо, израсходовав все патроны, и была ранена в бою. На самом деле, она тяжело пострадала в автокатастрофе во время засады, и иракцы хорошо за ней ухаживали.
Хотя администрация создала видимость сотрудничества с комитетом Палаты представителей по контролю и реформе административной системы, следователи от демократической партии были разочарованы мнимой неспособностью высокопоставленных чиновников вспомнить, кто, что и когда знал. Кроме того, обращало на себя внимание загадочное отсутствие документов, которые, как логично было бы предположить, должны существовать. В примерно полутора тысячах страниц сообщений электронной почты и других документов о капрале Тиллмане нет ни единого упоминания о том, что он погиб от огня собственных войск.
Члены комитета, представляющие республиканскую партию, заявили в ответ, что в проекте доклада, составленном демократами, чья-то слабая память и отсутствие писем служат основанием для беспочвенных выводов. Республиканцы признали, что некомпетентности и нерадивости было немало, но нет свидетельств того, что высокопоставленные чиновники манипулировали информацией, чтобы обеспечить поддержку непопулярной войне.
Капрал Тиллман, отказавшийся от доходной профессиональной футбольной карьеры ради того, чтобы вступить в ряды армии, получил личное приветственное письмо от министра обороны Доналда Рамсфелда, который похвалил его за этот 'акт благородства и патриотизма'. Рамсфелд призвал армию 'следить за судьбой' этого рекрута мирового класса.
Но, похоже, Рамсфелд не уследил за обстоятельствами гибели капрала Тиллмана. Он подтвердил, что не может вспомнить, кто и когда сообщил ему о том, что тот погиб от огня своих войск. Генерал Ричард Маейрс (Richard Myers), занимавший в то время пост председателя объединенного комитета начальников штабов, заявил, что не может вспомнить, говорил ли он об этом Рамсфелду или Белому дому.
Лишь после получившей широкую огласку и пропитанной патриотизмом мемориальной службы, в ходе которой не раз подчеркивалось, что капрал Тиллман погиб смертью героя, лишь после того, как стало ясно, что правда скоро выйдет на поверхность, военные провели брифинг. Это было в субботу накануне Дня памяти.
Военные провели семь расследований и наказали офицеров в звании вплоть до генерал-лейтенанта за ту роль, которую они сыграли в деле Тиллмана. Следователи надеялись выяснить, не были ли причастны чиновники Белого дома или Пентагона к тому, что происшествие было представлено в ложном свете. Увы, там им четкого ответа не дали.
_________________________________________
Они погибли, сражаясь за Америку. Смотреть только издали ("The International Herald Tribune", США)
Крах американской стратегии в Ираке ("Christian Science Monitor", США)
Почему мы начали войну в Ираке ("The Wall Street Journal", США)