Возможно, состоявшаяся на этой неделе в Москве двухдневная встреча окажется очередной говорильней, но, может быть, она все-таки положит начало чему-то более существенному. Темой переговоров во время встречи стало сотрудничество в Арктике; так оптимистически было обозначено то, что более реалистично было бы назвать ожесточенной конкуренцией за свою долю территории, которая, как полагают, изобилует природными ресурсами.
Вопрос о том, кто именно будет контролировать проведение межгосударственных демаркационных линий, определять, как и где они будут проходить, приобрел особую остроту в связи с двумя не связанными между собой событиями. Современные технологии позволяют вести разведку и бурение на большей глубине и при более низких температурах, чем ранее, а в результате сокращения поверхности полярного ледникового покрова Северо-восточный морской путь в летний период становится свободен для судоходства, что делает этот район более доступным.
Девять лет назад Россия предъявила в ООН свои территориальные притязания на подводную часть хребта Ломоносова, что можно расценивать как начальную фразу переговоров по этой теме. Притязание было отклонено за недостатком доказательств; однако три года назад российская экспедиция водрузила на дне океана в районе Северного полюса государственный флаг из титанового сплава, тем самым недвусмысленно заявив о своих намерениях. Москва объявила о крупном национальном исследовательском проекте, призванном укрепить российские позиции в этом вопросе.
Нынешнюю встречу, на которой представлены все страны, заявившие о своих притязаниях на территорию Арктики, - впрочем, скорее на научно-консультативном, чем на официальном правительственном уровне - можно рассматривать как начало параллельной линии работы в этом направлении, более конструктивной и основанной на установлении фактов, а не на попытках забить за собой территорию. Такой ход событий соответствует стремлению Москвы продемонстрировать миру более дружественное лицо и ее новому курсу на международное сотрудничество, что, в свою очередь, возможно, отражает признание Кремлем своей относительно слабой позиции на международной арене.
Нельзя, однако, игнорировать обостренную чувствительность России к соблюдению своих интересов. При экономике, практически полностью зависимой от природных ресурсов, в ситуации, когда разработка месторождений полезных ископаемых в других, более доступных областях, становится все более сложной, Россия, по меньшей мере, столь же сильно, как и ее соседи по Арктике, заинтересована в том, чтобы обеспечить себе контроль над максимально большой частью арктической территории. Впрочем, внушает оптимизм то, что в повестку дня на этой неделе вошли и экологические аспекты проблемы, что совершенно необходимо, если мы надеемся сохранить эту девственную область земли для будущих поколений в ее первозданном виде.
Надо надеяться, что нынешний форум станет началом постоянной международной дискуссии, а не единичным событием, лишь подтвердившим взаимные притязания сторон. Но еще в большей мере надо надеяться на то, что дух сотрудничества и уважения к окружающей среде возобладает над борьбой за ресурсы, чреватой деструктивными последствиями.