В конце прошлого года авторитарные режимы стран мира допустили крупную череду нарушений. Египет и Белоруссия устроили у себя выборы с вопиющими нарушениями, а затем жестоко заткнули тех, кто пытался протестовать. В России судья приговорил бывшего нефтяного магната Михаила Ходорковского еще к четырнадцати годам тюрьмы (сам суд был постановочным и мог бы посоперничать в этом с советскими). Венесуэльский диктатор Уго Чавес свел к нулю достижения оппозиции на недавно прошедших выборах в Конгресс, получив от уходящего Конгресса право управлять страной указами. Китай стал первой после нацистской Германии страной, не позволившей нобелевскому лауреату поехать в Осло на церемонию вручения награды, и бессовестно потребовало от прочих стран не отправлять туда своих представителей.
После всего этого не приходится удивляться, что в опубликованном правозащитной организацией Freedom House очередном выпуске ежегодного отчета о положении с правами человека в пятый раз подряд фиксируется ухудшение общей ситуации. С 1972 года эта вашингтонская организация делит страны мира на «свободные», «частично свободные» и «несвободные». В прошлом году, по оценке этой организации, в двадцати пяти странах отмечено существенное ухудшение ситуации. Количество «свободных» стран снизилось с 89 до 87. Стран с действующей системой демократических выборов зарегистрировано 115 (в 2005 году — 123). Среди стран, получивших понижение, — Мексика (там идут связанные с наркотиками столкновения) и Украина (там пошла на убыль свобода прессы и независимость судов).
Согласно документу, нарушения, допущенные союзниками США (например, Египтом), а также странами, с которыми администрация Обамы стремится улучшить отношения (например, Россией и Белоруссией), «характеризовались сильнейшей степенью агрессивности, самоуверенности и наплевательского отношения к мнению остальных». Директор исследовательского отдела Freedom House Арч Паддингтон (Arch Puddington) отметил: «Нарастание свирепости самых могущественных авторитарных режимов мира совпало по времени с нарастанием неспособности или неготовности демократических стран мира отвечать на вызов, который бросает им мир авторитаризма, и это имеет важные последствия для положения со свободой во всем мире».
Частично ответственность за такую плохую успеваемость должна нести администрация Обамы. Обама и госсекретарь Хиллари Клинтон нередко упускали возможность завести разговор о нарушении прав человека. Реакция США на выборы в Египте и на суд над Ходорковским, например, ограничилась отдельными высказываниями. Бывало и так, что за красноречивыми заявлениями не следовало никаких действий, для авторитарных лидеров не наступало никаких последствий. Администрация не воспользовалась имеющимися в ее распоряжении важными экономическими рычагами, чтобы принудить, например, Египет или Венесуэлу к переменам, а также не потребовала ни от России, ни от Китая заплатить какую-либо цену за преследования инакомыслящих. Конгрессмены предлагают запретить выдачу виз российским официальным лицам, ответственным за нарушения, но их никто не слушает.
Когда США перестают активно бороться за свободу, прочие демократические страны зачастую уходят в себя, а авторитарные — смелеют. Чтобы обратить вспять тревожную тенденцию, отмеченную Freedom House, Обаме придется присвоить борьбе за свободу гораздо более высокий приоритет в своей внешнеполитической программе.