Мы всегда начинаем все заново? Фактически на нас неотвратимо надвигается еще один крупный продовольственный кризис. Индекс цен на продовольственные продукты по версии Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) вернулся на самый высокий уровень конца 2010 года. Засуха в России и введенные правительством этой страны ограничения на экспорт зерна, а также объемы урожаев ниже ожидавшихся в США и Европе, а затем в Австралии и Аргентине, вызвали стремительный рост цен на сельскохозяйственную продукцию в мире.
Конечно, нынешняя ситуация отличается от той, что сложилась в 2007-2008 годах, хотя недавние климатические явления могут значительно сократить сельскохозяйственное производство в этом сезоне. Рост цен главным образом сказывается на производстве сахара и выращивании масличных культур. В меньшей степени – на выращивании зерновых, на которые приходится 46% мирового потребления калорий.
Запасы зерновых, составлявшие 428 миллионов тонн в 2007-2008 годах, в настоящее время достигли 525 миллионов тонн. Эти запасы активно используются для удовлетворения спроса. Кроме того, цены на нефть составляют порядка 90 долларов за баррель вместо 140 долларов.
Рост и скачки цен будут продолжаться и в ближайшие годы, если не будут предприняты серьезные меры по устранению структурных причин, мешающих устойчивому развитию сельскохозяйственного производства в мировом масштабе. Мы продолжаем реагировать на конъюнктурные факторы и, соответственно, управляем кризисами. Сегодня в мире голодает почти миллиард человек.
Нам следует постоянно помнить о необходимости эффективных поставок продовольствия постоянно растущему населению Земли. Для обеспечения его нужд в ближайшие 40 лет потребуется увеличить сельскохозяйственное производство на 70% в мировом масштабе и на 100% в развивающихся странах. Прежде всего мы сталкиваемся с проблемой капиталовложений. Государственная помощь сельскохозяйственному производству, составляющая в данный момент 5%, должна вернуться к показателю 1980 года (19%) и достичь 44 миллиардов долларов в год в качестве отправной точки. В 70-е годы это позволило избежать массового голода в Азии и Латинской Америке.
В странах с низким уровнем дохода и нехваткой продовольствия бюджетные ассигнования на развитие сельского хозяйства составляют около 5% и должны достичь как минимум 10%.
И, наконец, частные инвестиции, как собственные, так и иностранные, которые в настоящее время приближаются к 140 миллиардам долларов в год, должны достичь 200 миллиардов. Давайте сопоставим эти цифры с ежегодными расходами на вооружение, полтора триллиона долларов.
Другой немаловажной стороной вопроса является международная торговля сельскохозяйственной продукцией, которая не может считаться ни свободной, ни справедливой. Страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (OCDE), ежегодно оказывают поддержку в размере 365 миллиардов долларов своим сельхозпроизводителям, а субсидии и протекционистские таможенные пошлины с целью развития биотоплива привели к тому, что 120 миллионов тонн зерновых, предназначенных для обеспечения продовольственных нужд, используются на транспорте.
И в завершение хотелось бы остановиться на спекулятивных операциях, которые еще более обостряет либерализация на фьючерсных рынках сельскохозяйственной продукциии в обстановке мирового финансово-экономического кризиса. Подобные меры превратили инструменты биржевого регулирования рисков в спекулятивные финансовые продукты, заменяющие иные, менее доходные капиталовложения.
Таким образом, в сложной климатической обстановке, где наводнения чередуются с засухами, необходимо изыскать возможности финансирования мероприятий по контролю за расходом воды, резервуаров для хранения воды и сельских дорог, а также портов для рыболовецких судов и скотобойни.
Только таким образом можно обеспечить устойчивое производство продовольствия, повысить производительность и конкурентоспособность мелких сельхозпроизводителей, чтобы снизить потребительские цены и увеличить доходы сельских жителей, которые составляют 70% беднейших слоев населения Земли.
Кроме того, необходимо придти к консенсусу на переговорах во Всемирной торговой организации с целью положить конец расшатыванию рынков и ограничительным мерам в области торговли. И, наконец, следует безотлагательно предпринять новые меры в области открытости и упорядочения с целью противодействия спекуляциям на фьючерсных рынках сельскохозяйственной продукции.
Проведение в жизнь этой политики в мировом масштабе должно основываться на соблюдении обязательств, взятых на себя промышленно развитыми странами, особенно в ходе встреч на высшем уровне «большой восьмерки» в Глиниглс, Л'Акила и «Большой двадцатки» в Питтсбурге. Развивающиеся страны также должны увеличить бюджетные ассигнования на развитие сельского хозяйства. Управление кризисами необходимо и само по себе неплохо, но еще лучше предотвратить эти кризисы. Без принятия решений структурного характера, нацеленных на перспективу, основанных на политической воле и необходимыми финансовыми ресурсами для их выполнения, проблемы с обеспечением продовольствия будут ощущаться и в дальнейшем, что приведет к политической нестабильности, создаст угрозу миру и безопасности в масштабах всей планеты. Если громогласные заявления и обещания, звучащие на представительных международных совещаниях, не подкрепляются конкретными делами, то это лишь усиливает ощущение безнадежности, вызывая все новые акции протеста и недовольства на планете, чье население вырастет с нынешних 6,9 миллиардов жителей до 9,1 миллиардов к 2050 году.
Жак Дюф - Генеральный директор Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO).