В докладе, подготовленном по заявке Пентагона, излагаются сведения, свидетельствующие о том, что финансовые диверсии, осуществленные неизвестными силами, такими как террористы и враждебно настроенные государства, могли способствовать в 2008 году экономическому краху, поскольку в них были тайно использованы слабости американской финансовой системы.
Несекретный доклад под названием «Экономическая война: риски и ответные действия» был подготовлен финансовым аналитиком Кевином Фриманом (Kevin D. Freeman) в 2009 году. В этом докладе, копию которого удалось получить Washington Times, говорится о «нападении в три этапа, которое было спланировано, и в настоящее время проводится против американской экономики».
Если в оценках экономистов и в окончательной версии отчета федеральной правительственной комиссии по расследованию финансового кризиса вина за него возлагается на такие экономические факторы как выдача рискованных ипотечных кредитов, слабое федеральное регулирование и контроль, то автор доклада для Пентагона добавляет сюда новый элемент – «внешние силы» - который комиссия не исследовала.
«Есть достаточно подтверждений того, что внешние силы спровоцировали и усилили экономические трудности 2008 года, а также извлекли из этого выгоду для себя», - говорится в докладе. Там дается разъяснение, что внутренние экономические факторы могли вызвать «обычный спад», но не «ситуацию, близкую к коллапсу» глобальной экономической системы, которая имела место.
Среди подозреваемых финансовые враги США в ближневосточных государствах, исламские террористы, враждебно настроенные представители китайского правительства и вооруженных сил, а также организованные преступные группировки России, Венесуэлы и Ирана. Китайские военные руководители публично предлагали использовать методы экономической войны против США.
В интервью Washington Times Фриман сказал, что в его докладе достаточно теоретических доказательств экономического нападения, чтобы продолжить изучение данного вопроса.
«Новое поле боя это экономика, - говорит он. – Мы каждый год тратим сотни миллиардов долларов на вооружения. Но относительно небольшая денежная сумма, направленная против наших финансовых рынков через деривативы с большой долей внешних заимствований, или действия в киберпространстве могут вызвать потери, исчисляемые триллионами долларов. А исполнители преступления останутся при этом нераскрытыми. Это подобно ножу, пронесенному на борт самолета».
Профессор Йельского университета Пол Брэкен (Paul Bracken), занимающийся исследованием экономических войн, не видит «убедительных свидетельств сговора внешних сил с целью разжигания кризиса 2008 года».
«Да, были внешние игроки на рынке» нерегулируемых кредитных свопов, отметил Брэкен в письме по электронной почте. «Иностранные банки и хедж-фонды тоже все время играли накоротке. Но предположение об организованном и целенаправленном нападении со стратегическими целями мне кажется маловероятным».
Независимо от выводов, содержащихся в докладе, официальные лица и внешние аналитики говорят о том, что Пентагон, Министерство финансов США и американские разведслужбы не уделяют пристального внимания исследованию угроз Соединенным Штатам со стороны экономических войн и финансового терроризма.
«Никто не хочет этим заниматься», - сказал один представитель.
Копия доклада Фримана была также предоставлена в распоряжение комиссии по расследованию финансового кризиса. Однако комиссия в окончательной версии своего отчета также отказалась рассмотреть возможность экономической войны.
Выступая на условии соблюдения анонимности, официальные представители говорят о том, что высокопоставленные руководители из Пентагона, в том числе, заместитель министра обороны по специальным операциям Майкл Викерс (Michael Vickers), запретили дальнейшие исследования, заявив, что Пентагон это не то ведомство, которому следует оценивать риски экономической войны и финансового терроризма.
Викерс от интервью отказался, но через своего представителя заявил, что не говорил, будто экономическая война это не поле деятельности и исследований Пентагона, и не блокировал дальнейшие исследования.
Викерс ждет, пока Сенат утвердит его в должности заместителя министра обороны по разведке.
Несмотря на свое скептическое отношение к докладу, Брэкен согласен с тем, что вопросы финансовых войн нуждаются в изучении, а также отмечает, что американское правительство только начало заниматься данной проблемой.
«Мы находимся в эпохе, похожей на 1950-е годы, когда технологические инновации преображали орудия принуждения и войны, - сказал он. – Мы обычно не замечаем этого, и смотрим на информационные войны, на финансовые войны, на высокоточные удары, на оружие массового уничтожения и так далее как на отдельные направления. Но их параллельное и совместное развитие дает весьма интересные варианты, например, борьба с элитой. И никто не смотрит на это с точки зрения всестороннего, комплексного подхода. Дипломатия здесь существенно отстает».
Фриман написал свой доклад для пентагоновской Программы обеспечения нетрадиционных боевых действий (Irregular Warfare Support Program), которая проводится в рамках Управления технического обеспечения контртеррористических операций. Сотрудники этой программы исследуют сценарии развития нетрадиционных войн.
«Наличие огромного количества доказательств, которые невозможно проигнорировать, требуют незамедлительного начала тщательного анализа, - говорится в докладе. – Игнорирование этой совершенно реальной угрозы гарантированно приведет к катастрофическим последствиям».
В докладе на основании доказательств звучит вывод о том, что «финансовый терроризм мог нанести мировой экономике ущерб до 50 триллионов долларов».
Из-за завесы секретности, окружающей мировые банки и финансы, точно вычислить авторов таких нападений будет сложно.
Но среди противников США в России, способных вести экономическую войну, есть бывшие представители разведки и политической полиции КГБ, считающие экономику «логическим продолжением холодной войны", говорится в докладе.
Отвечая на вопрос Washington Times о том, кого он считает наиболее вероятным координатором и проводником финансовых атак, Фриман заявил: «К несчастью, две крупнейшие стратегические угрозы в лице радикалов-джихадистов и китайцев занимают едва ли не самые лучшие позиции на экономическом поле битвы».
В докладе в качестве подозреваемых называются также поборники шариата, которые публично призывают вести борьбу с капитализмом в целях продвижения превосходства ислама.
По словам Фримана, дальнейшие исследования связей между экономической войной/финансовым терроризмом и кризисом, проводившиеся пентагоновским управлением по конфликтам низкой интенсивности, были заблокированы.
В докладе Пентагона утверждается, что, судя по доказательствам, первые два этапа нападения на американскую экономику были проведены в период с 2007 по 2009 год, и "судя по сегодняшней активности на глобальных рынках, предсказанный третий этап может идти прямо сейчас».
В докладе отмечается, что федеральные власти должны внимательнее изучить два важных события, случившихся за несколько месяцев до финансового кризиса.
Первым этапом, говорится в докладе, стало вздувание спекулянтами цен на нефть в период с 2007-го по первую половину 2008 года, что совпало по времени с кризисом ипотечного кредитования.
На втором этапе произошел обвал фондового рынка в результате, как считают авторы, «налета медведей» из неопознанных источников на Bear Stearns, Lehman Brothers и прочие фирмы с Уолл-стрит.
«Это привело к полному краху с наличием кредитов и едва не вызвало глобальную депрессию», - говорит Фриман.
Третий этап, как утверждает Фриман в докладе, стал главным источником уязвимости экономической системы. «У нас огромный государственный долг, а доступ к рынкам капитала в конце 2008-го и в начале 2009 года имело только правительство», - говорит он, отмечая, что доллар как мировая резервная валюта находится в огромной опасности.
«Если цель заключается в уничтожении Америки, то игра вступает в завершающую фазу», - говорит Фриман, отмечая, что китайские военные «12 лет, а то и больше говорят о возможности нанесения экономического удара по США, о чем свидетельствует публикация в 1999 году книги «Unrestricted Warfare» (Неограниченная война)».
Среди дополнительных доказательств, представленных Фриманом, есть заявление министра финансов США Генри Полсона-младшего (Henry M. Paulson Jr) от 2008 года о том, что русские предлагали Китаю план выброса на рынок облигаций компаний Fannie Mae и Freddie Mac, обеспечиваемых федеральным правительством США.
Среди финансовых инструментов, которые можно использовать в сценарии экономической войны, есть кредитные дефолтные свопы. Это нерегулируемые и не оставляющие никаких следов контракты, по которым покупатель платит продавцу вознаграждение, получая взамен облигации или кредиты. В докладе говорится, что такие кредитные дефолтные свопы это «идеальное оружие для проведения медвежьих налетов», с помощью которых «можно лишать компании финансовой жизнестойкости».
Еще один инструмент экономической войны, который в докладе связывают с крахом 2008 года, это так называемые «непокрытые короткие продажи» акций, определяемые как короткие продажи финансовых акций без их заимствования.
В докладе говорится, что от 30 до 70 процентов падения котировок двух атакованных компаний (Bear Stearns и Lehman Brothers) произошло по причине неудачных торгов при таких коротких продажах без покрытия.
Крах в сентябре 2008 года четвертого по величине инвестиционного банка США Lehman Brothers стал самым значимым событием в этом процессе. Он незамедлительно вызвал замораживание кредитов и обрушение на рынке ценных бумаг, говорится в докладе.
В разделе доклада, посвященном вопросу о том, кто стоял за этим коллапсом, отмечается, что определить ведущих актеров трудно по причине завесы секретности, окружающей торги в банковской и финансовой сфере.
«Реальность сегодняшней ситуации такова, что находящиеся за границей хедж-фонды, осуществляя свою стратегию распродажи ценных бумаг с целью понижения их курса, могут делать это по сути дела бесконтрольно и незаметно, действуя в интересах и от имени врагов США», - отмечается в докладе.
«Наши оборонные и разведывательные ведомства лишь недавно начали задумываться над вполне реальной возможностью финансового терроризма и экономической войны».
Что касается причастности к экономическим диверсиям китайцев, то спад в мировой экономике вполне мог нанести ущерб Пекину по причине снижения закупок китайских товаров.
Представитель Министерства финансов Марти Адамс (Marti Adams) не стала комментировать доклад, но сказала, что взгляды ее ведомства на причины экономического кризиса хорошо известны.