Москва не верит, что устранение бин Ладена поможет снизить террористическую активность на Северном Кавказе.
Российскому президенту Дмитрию Медведеву понадобилось больше недели на то, чтобы выступить с первым публичным заявлением по поводу ликвидации Усамы бин Ладена. Но и оно было не более чем мимолетной ремаркой на совещании 11 мая, созванном для обсуждения мер по усилению безопасности российских посольств от террористических и иных угроз.
«Ликвидация террористов, даже такого уровня, скажем, как недавно уничтоженный бин Ладен, имеет прямое отношение к уровню безопасности на территории нашего государства», - заявил Медведев, добавив при этом, что российские спецслужбы уничтожили немало эмиссаров Аль-Каиды, засланных в подвергающиеся ударам боевиков южные регионы России.
«Поэтому эта взаимосвязь между … действиями иностранных государств … и нашими внутренними событиями также должна быть в зоне нашего повышенного внимания».
Медведевские высказывания вряд ли могут вызвать аплодисменты. Влиятельный российский премьер-министр Владимир Путин не похвалил США за операцию в Абботабаде. Официальная реакция России свелась к двух кратким коммюнике, опубликованным 2 мая Кремлем и Министерством иностранных дел.
Кремлевская пресс-служба приветствовала «серьезный успех» США в борьбе с международным терроризмом и призвала активизировать «совместную скоординированную борьбу» с этим злом. Российское Министерство иностранных дел заявило, что удар США по Аль-Каиде имеет всеобщее значение, показывая, что «терроризм обречен», и что возмездие рано или поздно настигнет террористов.
На первый взгляд, молчание кремлевских лидеров кажется странным, учитывая тот факт, что бин Ладен доставил России массу проблем и бед. Террорист №1 воевал с русскими в Афганистане в 1980-е годы и даже ставил себе в заслугу разрушение Советского Союза, прежде чем нанес удар по США.
«Мы вели против России войну на истощение на протяжении 10 лет, пока она не разорилась, - хвастливо заявлял бен Ладен спустя годы после распада Советского Союза. – Мы продолжаем ту же самую политику, стремясь обескровить Америку до точки банкротства».
В 1990-е годы бин Ладен сделал многое для разжигания исламистской повстанческой борьбы в России, вербуя добровольцев в отряды чеченских сепаратистов и помогая финансировать их движение. Его правая рука и возможный преемник Айман аль-Завахири (Ayman al-Zawahiri) побывал в 1996 году на Северном Кавказе, подыскивая новую базу для Аль-Каиды после ее изгнания из Египта и Саудовской Аравии и до переноса штаб-квартиры этой организации в Афганистан. За последние 15 лет на Северном Кавказе было убито несколько иностранных боевиков, принадлежащих к этой международной террористической группировке. Один из них – ибн аль-Хаттаб, арабский ветеран афганской войны против Советской Армии, ставший главным полевым командиром в Чечне, и обвиненный в организации целой серии взрывов жилых домов, унесших жизни почти 300 россиян в 1999 году. Среди других известных арабских боевиков, уничтоженных в Чечне, Абу Сайяф, Абу Хавс и Абу аль-Валид. Спустя несколько дней после гибели бин Ладена российские спецслужбы уничтожили еще одного боевика из так называемой «арабской бригады» по кличке Абдулла Курд.
Но в последние годы российские исламисты все меньше зависят от Аль-Каиды. Это касается и рекомендаций экспертов, и финансовой поддержки.
«Российские террористы имеют связи с Аль-Каидой, но финансирование и иную помощь получают из других источников – из некоторых респектабельных исламских благотворительных организаций Саудовской Аравии и прочих стран», - говорит директор московского Института США и Канады Сергей Рогов.
Москва не верит, что устранение бин Ладена поможет снизить террористическую активность на Северном Кавказе и во всем мире.
«Ликвидация бин Ладена не окажет воздействия на терроризм в мире, а тем более на Северном Кавказе. Напротив, она откроет экстремистский ящик Пандоры», - говорит эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев.
Не исключено, что Москва не захотела изливать свои чувства по поводу уничтожения бин Ладена в связи с тем, что яркий успех Америки в поиске и устранении террориста №1 в мире, а также тот факт, что она на протяжении 10 лет надежно защищает свою собственную территорию от любого рода терактов, резко контрастирует с неудачами российских спецслужб, не сумевших предотвратить долгую череду кровавых террористических атак в Москве в тот же период времени, и искоренить терроризм в южных регионах России.
Москва также старается не настраивать против себя мусульман, как в России, так и за рубежом, поскольку многие из них не разделяют восторг Запада по поводу устранения бин Ладена.
Но главная причина столь сдержанной реакции Кремля заключается в том, что убийство бин Ладена породило больше вопросов, чем ответов на них. Москве в ликвидации бин Ладена видится более масштабная игра Соединенных Штатов, и она серьезно обеспокоена дальнейшей стратегией США в Афганистане и в Центральной Азии.
«Я думаю, что смерть руководителя Аль-Каиды это результат договоренности между американской и пакистанской разведкой», - отмечает академик Рогов.
Такая договоренность прокладывает путь к созданию механизма раздела власти с талибами, и должна облегчить процесс ухода США из Афганистана. У Москвы есть все основания опасаться, что Вашингтон в будущем афганском урегулировании станет действовать вопреки интересам России, поскольку он, например, настойчиво игнорирует призывы Кремля вести борьбу с мощным увеличением производства наркотиков в Афганистане, а также российские протесты против размещения системы противоракетной обороны в Европе.
Кроме того, Кремль обеспокоен возможными последствиями предполагаемой сделки с талибами для постсоветской Центральной Азии. Возвращение «Талибана» грозит дестабилизацией этому региону, который в последнее время сотрясают все новые волны насилия. Прошедшей зимой силы безопасности Таджикистана неоднократно вступали в стычки с исламистскими группировками, а Киргизия все еще не оправилась от насильственной смены власти в прошлом году, за которой последовали кровопролитные межэтнические столкновения.
Спустя три дня после гибели бин Ладена глава российского наркоконтроля Виктор Иванов призвал вернуть в Таджикистан российских пограничников, ушедших оттуда в 2005 году.
Россия подозревает, что Соединенные Штаты, готовясь к уходу из Афганистана, будут все активнее окапываться в Центральной Азии. Высокопоставленный российский военный аналитик предупреждает, что США и НАТО будут работать над укреплением своих военных форпостов в регионе и над расширением полномочий, сконцентрированных в настоящее время на Афганистане.
«Центральная Азия становится ареной усиливающегося геополитического соперничества между ведущими региональными и глобальными центрами силы, - говорит руководитель Центра военно-стратегических исследований российского Генерального штаба Сергей Чекинов. – Запад стремится расширить доступ к энергетическим ресурсам Центральной Азии, а также плацдарм для продвижения своих интересов за пределами этого региона».
Выступая после уничтожения бин Ладена, Чекинов призвал к укреплению Организации Договора о коллективной безопасности, являющейся оборонительным пактом бывших советских государств, в котором доминирует Россия.
«ОДКБ это главная структура, способная обеспечить безопасность в Центральной Азии, и она обязана разработать оборонительную стратегию для укрепления стабильности в этом регионе», - заявил этот эксперт из Генерального штаба в ходе интервью.
Россия также опасается, что убийство бин Ладена усилит позиции интервенционистского лобби в Белом доме. Это лобби якобы убедило колебавшегося президента Обаму начать военные действия в Ливии, которые в течение месяца разрослись до размеров полномасштабной тайной войны против правительства Каддафи. Москва заявляет, что усматривает в этом опасную тенденцию.
«Когда все так называемое цивилизованное сообщество всей своей мощью наваливается на небольшую страну, уничтожает инфраструктуру, создаваемую поколениями… мне это не нравится», - сказал Путин во время своего недавнего визита в Данию. «Почему нужно со стороны вмешиваться в этот вооружённый конфликт? А что, разве мало у нас кривых всяких режимов в мире? […] Мы везде будем бомбить и наносить ракетные удары?» - спросил он риторически.
Москва весьма разумно решила, что пока она не получит ответы на эти вопросы, у нее мало поводов для ликования в связи с уничтожением бин Ладена.