«Ты что, не знаешь, что идет война?» – так называется вышедшая только что в свет книга британского журналиста Найджела Риса. Название броское, но не очень ясное. Проясняет подзаголовок – «Слова и фразы из двух мировых войн».
Книжка представляет собой нечто вроде словаря, словника - она так и выстроена в алфавитном порядке, и под одной обложкой в ней собраны несколько сот слов, крылатых выражений, пословиц и поговорок, вошедших в английский язык во время двух мировых войн.
«Меня всегда интересовали лозунги и крылатые выражения, - начал свой рассказ об идее возникновения книги в интервью «Пятому этажу» ее автор Найджел Рис. – Поразительно, сколько их появилось в результате двух мировых войн. Наверное, это неизбежно. Во время таких обширных конфликтов, с вовлечением множества армий и стран, языку приходится приспосабливаться к ситуации».
Найджел ведет программу на радио Би-би-си, которая называется «В кавычках». «Это программа-викторина о цитатах и высказываниях, - говорит он. - Она существует уже 35 лет, и за это время я неизбежно сталкивался с огромным количеством материала такого рода. У меня уже было написано несколько книг, вот я решил: "Почему бы мне не написать книгу о высказываниях времен мировой войны?" Так все и произошло».
Богатое наследие
При всей очевидности и притягательности для читателя этой темы, при всем богатстве слов и выражений, вошедших в язык каждой страны, прошедшей две мировые войны. - это относится и к Британии, и к России, и к Германии, и к Франции, книга Найджела Риса - первая попытка собрать богатое лингвистическое наследие двух мировых войн. По крайней мере, в Британии.
Если полистать книжку, то встретишь немало крайне любопытных слова и выражений.
Некоторые из них очень образные. Ну вот, например: All Quiet in the Western Front – «на западном фронте без перемен», вошедшее во всеобщее обращение благодаря роману Эриха Марии Ремарка.
Angel of Death - ангел смерти - так называли зловещего доктора Йозефа Менгеле, «прославившегося» зверскими опытами над евреями в нацистских концлагерях. Или еще более зловещее Final Solution - Окончательное решение - так нацисты, как известно, называли свою программу полного истребления евреев.
Некоторые слова, наоборот, совершенно конкретные - обозначают вещи, предметы и явления, которые вошли в жизнь в результате войны - ну например, gas mask - противогаз, goose step - гусиный шаг - так назывался церемониальный марш немецких солдат.
Или, скажем, фюрер - тут все понятно и одинаково, что по-английски, что по-русски, так как слово это пришло из немецкого. Вообще, как рассказывает Найджел Рис, немецких заимствований в книге немало.
Заимствования и лозунги
«В основном, конечно, я опирался на слова и фразы английского языка. Но, конечно, не обошлось и без многочисленных заимствований, - рассказывает Рис. - Например, слово "блиц", которым стали обозначать бомбардировку британских городов нацистской авиацией летом и осенью 1940 года - изначально немецкое слово».
«Или слово "фриц" - обычное немецкое имя, которым стали обозначать врага. Таких заимствований немало», - продолжает он.
Разумеется, аналогичные процессы – иногда буквально такие же, как в случае со словом «фриц», - происходили и в русском языке. Интересно при этом, что во Франции, в отличие от Британии и СССР, немецких солдат называли не «фрицы», а «боши».
Или, например, такие, популярные в детских играх вплоть до 60-х годов немецкие слова и выражения, как «Ахтунг!» или «Хенде хох!»
Немалую часть книги - причем очень интересную - составляют лозунги времен мировых войн.
«Во время Первой мировой войны лозунги в Великобритании главным образом призывали людей вступать в армию и воевать, - рассказывает Найджел Рис. - Есть знаменитый плакат, на котором тогдашний командующий британской армией лорд Китченер строго смотрит на вас, вытянув вперед руку с указательным пальцем. Под плакатом подпись: "Ты нужен стране!" Этот плакат широко известен в наши дни, в многочисленных переработках и вариациях. Были и другие подобные плакаты, которые призывали записываться в армию и идти воевать».
«Во Вторую мировую войну появились лозунги практичные, призывающие людей к обычным, но важным на тот момент действиям. - продолжает он. - Был, например, такой лозунг - "Копай для победы". Он призывал людей самостоятельно выращивать овощи, заводить сады и огороды, чтобы прокормить себя и помочь армии. Было много предупреждающих, предостерегающих лозунгов, которые призывали людей не болтать много о том, что они делают. Например "Вражеские уши слушают". Или - "У стен есть уши". Размещались на плакатах или в кино в рекламных роликах перед фильмом».
Конечно же, и мы можем вспомнить наши собственные аналоги тех лозунгов, о которых говорит Найджел. Из тех, которые призывали воевать: «Родина мать зовет!» или же грозный указующий перст красноармейца с вопросом-упреком: «А ты записался добровольцем?!» Если вспомнить предостерегающе-предупреждающие - «Болтун - находка для шпиона» и так далее.
Критика и ирония
В тоталитарном Советском Союзе шутить с подобными вещами было, конечно, невозможно. Любое отношение к ним, как и к стоящим за ним реалиями, кроме благоговейно-почтительного было чревато лагерем, если не расстрелом.
Британия, хоть и переживала тоже суровую военную пору, оставалась при этом страной демократичной, и дух эдакого бунтарско-непослушного отношения к власти всегда был характерен для британцев. Были ли проявления несколько иного, иронично-критического отношения к таким лозунгам?
«Да вы правы, британцы действительно, не очень любят, когда им указывают что они должны думать, и как они должны чувствовать - в особенности, если эти указания делаются в виде лозунгов на плакатах, - отвечает на этот вопрос Найджел. - Лучший пример такого критически-сатирического отношения дал Джордж Оруэлл в своем романе "1984 год". Придуманные им и использованные в романе всевозможные абсурдные лозунги типа "Война - это мир", "Свобода - это рабство", "Незнание – сила" - не что иное, как сатира не только на сталинский СССР, но и на проявления присущей ему негибкости и лицемерия, которые Оруэлл ощущал и в Британии военной поры».
«Или вот еще пример - бытовавший в годы войны лозунг "Твое мужество, твоя смелость, твоя решимость приведут нас к победе" подвергся жесткой критике на страницах газеты Times. В редакционной статье газеты этот лозунг был назван вялым и бессодержательным и вызывавшим реакцию противоположную той, на которую рассчитывал. Да, британцы всегда относились к таким вещам критически», - говорит журналист.
Ты что, не знаешь, что идет война?
А что же название книги: «Ты что, не знаешь, что идет война?» Откуда оно?
«Поговорка "Ты что, не знаешь, что идет война?" – рассказывает Найджел Рис, - широко использовалась в годы Второй мировой войны. Если кто-то жаловался, скажем, на нехватку еды, других привычных вещей ему отвечали: "Ты что, не знаешь, что идет война?". Я кстати обнаружил, что это выражение применялось еще в годы Первой мировой войны. Люди тогда говорили: Помни, идет война, или что-нибудь другое в таком же духе. Это как раз пример очень хорошей фразы, точного и меткого ответа тем, кто вел себя не так, как подобает в военное время».
«Есть и другой лозунг, характерный уже для послевоенного времени, для конца 40-х годов: "Война кончилась, ты что не знаешь?" Здесь уже сквозит явная ирония, - улыбается Найджел. - Например, если тебе давали слишком маленький кусочек еды или наливали не полный стакан вина или пива, можно было сказать "Война кончилась, ты что не знаешь?" Очень интересно, как эти фразы возникли в обстоятельствах военного времени и сохранили свое значение и по сей день».
Вторая жизнь
Некоторые лозунги времен войны, с тех забытые, вдруг в современной жизни начинают обретать новую, совсем иную жизнь. Лучший пример тому – лозунг Keep Calm and Carry On (Сохраняй спокойствие и продолжай жить).
Появился он впервые на плакатах в 1939 году и призван был поднять дух британцев на случай казавшегося тогда вполне возможным германского вторжения на острова. И хотя отпечатано тогда было два с половиной миллиона таких плакатов, распространено было совсем немного, и большой популярностью или даже известностью в годы войны он не пользовался.
В 2000 году его обнаружили в одном из букинистических магазинов, и так как авторские права со временем истекли (тем более, что автор плаката и по сей день остается неизвестен), его стали тиражировать, и внезапно он обрел в стране массовую популярность. Его можно увидеть на майках, кружках, ковриках и т.п. Появились даже выполненные в аналогичном визуальном стиле, только с короной вверх тормашками, пародии: «Паникуй и сходи с ума».
Вот какое высказывание об этом лозунге британского социолога Лесли Принса приводит в своей книге Найджел Рис: «Это не что иное, как тихий, спокойный, авторитетный, несуетливый голос разума. Он как бы говорит, что где-то есть кто-то, кто знает и понимает, что происходит, и что все в конечном счете будет хорошо».