Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Папа хочет «Священного союза» с московским Патриархом

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПапа Римский Бенедикт ХVI в Ватикане
Папа Римский Бенедикт ХVI в Ватикане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России самое большое число верующих в Европе. Это объясняет внимание Бенедикта XVI к этой стране, так как он хочет установить сотрудничество для защиты христианских ценностей против широко распространяющегося секуляризма

В России самое большое число верующих в Европе. Это объясняет внимание Бенедикта XVI к этой стране, так как он хочет установить сотрудничество для защиты христианских ценностей против широко распространяющегося секуляризма

Подавляющее большинство русских верит в Бога: 82%, согласно опросу, опубликованному фондом «Общественное мнение» и  социологическим институтом «Среда», связанным с синодальным департаментом русской православной церкви по делам молодежи. В этом опросе, проведенном в последние месяцы, участвовало 1500 человек, начиная с восемнадцатилетнего возраста, живущих в 44 регионах России.

Результат опроса действительно изумляет. В стране, где на протяжении ряда поколений внедрялось атеистическое мировоззрение, где в университетах были кафедры атеизма и существовал, по крайней мере, один музей атеизма, которая старалась распространить атеизм по всему свету, только 13 из всех опрошенных решительно объявили себя атеистами, а 5% участвовавших в опросе сомневались, отвечая на этот вопрос. Атеисты в большинстве своем принадлежат к мужскому полу (68%), среди женщин их только 32%. Кажется, атеизм распространен в наиболее бедных социальных слоях населения: среди рабочих и бедняков, которым нечего есть. 27% тех, кто заявил, что они веруют Бога, не принадлежат ни к какой организованной общине. Таков ответ 34% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет и 38% студентов.

4% опрошенных объявило себя мусульманами, немногочисленны буддисты, католики, протестанты и иудеи. 50% верующих считают себя православными христианами и в большинстве своем принадлежат к русской православной церкви. Среди православных больше женщин (62%), мужчин – 38%. 40% православных живет в городах с численностью населения более 250 тысяч человек. Но принадлежность к православной церкви, кажется, в большинстве случаев связана с этно–национальным вопросом, a не с исполнением церковных обрядов. Только 3% опрошенных заявило, что они посещают церковь один раз в неделю. Сравнение с другими европейскими странами ставит Россию во главе списка религиозных наций. Согласно опросу Интерфакса, неверующие составляют 37%, в Германии – 31%, в Великобритании – 34%, в Бельгии – 36%.

Нечего удивляться недавнему заявлению мэра Москвы Сергея Собянина, что нет никакой задержки в выполнении программы по строительству двухсот новых православных церквей в Москве. Пятнадцать земельных участков были выделены для русской православной церкви, и скоро будут выделены еще пять. Работы начались на 80 других участках. «Двести новых церквей не решат проблему, но радикально изменят ситуацию, потому что у нас появится возможность работать с людьми в церквях, куда они смогут добраться пешком от своего дома», – заявил патриарх Кирилл. В заключение глава православной церкви сказал, что если программа будет выполнена, то мы изменим религиозный облик России.

Патриарх Москвы после многих лет государственного атеизма, должен противостоять угрозе ползучего секуляризма. Секуляризм, как и прочее наследие отошедшего в прошлое Советского Союза, объединяет православных и христиан других конфессий в их борьбе против общего противника. По словам сорокачетырехлетнего Жана Франсуа Тири (Jean François Thiry), одного из активистов сотрудничества  между русской православной и   католической церквями, признаки нового неслыханного взаимодействия видны на дипломатическом уровне и в других областях. По происхождению он голландец, но считает себя натурализованным русским, в культурном, если не в юридическом плане. Он  возглавляет небольшое издательство «Духовная библиотека», где он начал печатать свои первые религозные книги. Потом в центре Москвы был открыт культурный центр «Покровские ворота», который стал местом встречи между верующими и обществом также и для и московского патриархата.

«С 1993 года мы стараемся найти возможность, чтобы католики и православные работали вместе. Кажется, в последние годы появилось ощущение и у церковной верхушки, что совместные усилия дадут лучшие плоды», – рассказывает  Тири. Он считает, что явным образом изменилось понимание православными верующими тех сигналов, которые поступают из Ватикана: «Достаточно посмотреть, как воспринимаются слова Бенедикта XVI сегодня: с большим вниманием и с заранее положительным откликом».

Такое нельзя было и представить себе во времена Иоанна Павла II: «В России мы не добились понимания, возможно, из–за ограниченности самих католиков, а также по вине  различных предрассудков, а может быть, потому что время для этого еще не пришло». Может быть, боялись исключительной харизмы первого Папы-славянина и его влияния на православных верующих. Я вспоминаю путешествие во Львов.

Иоанн Павел II, пожилой и больной, проехал целые километры между рядами верующих. Верующие из православных приходов с их священниками во главе ожидали проезда машины Папы, стоя на коленях на улице рядом с католиками. Я всегда считал, что эти кадры, увиденные в Московском патриархате, нанесли смертельный удар по слабым шансам на визит Папы в Москву.