Это вполне естественно, если вы немного напугались из-за произошедшего в четверг падения. Но инвесторы не должны руководствоваться страхом при принятии решений.
Поскольку промышленный индекс Доу-Джонса опустился более чем на 10% со своих недавних высот (что официально назвали коррекцией), многие инвесторы ожидают, что впереди им грозят новые беды. Легкая паника и жалобные призывы к более активному вмешательству со стороны Федерального резерва подчеркивали в четверг ставшие внезапно весьма хрупкими настроения на рынке. Поднялись акции всего трех компаний из 500 включенных в индекс Standard & Poor's.
Именно в такие времена, когда панические продажи на рынке набирают максимальные обороты, проницательным инвесторам следует остановиться и проанализировать ситуацию хладнокровно и беспристрастно. Посреди хаоса всегда могут появиться новые возможности.
Конечно, говорить проще, чем делать. Заключенная на этой неделе в США Большая Долговая Сделка не успокоила инвесторов. Напротив, она усилила опасения в том, что сокращение расходов может замедлить рост. Последние данные намеками говорят о том, что экономический подъем уже выдыхается.
В Европе биржевики начинают ставить на то, что Италия, обладающая третьей экономикой в еврозоне, может столкнуться с проблемами финансирования. А поскольку Европа не в состоянии решить проблемы даже такой мелкой рыбешки как Греция, плюхнувшаяся вниз крупная рыба может ребром поставить вопрос о существовании общей валюты.
А безопасные гавани, между тем, процветают. Некоторые краткосрочные векселя казначейства спорадически торговались с отрицательным доходом, а это значит, что инвесторы готовы платить, чтобы удержать их.
Короче говоря, все это похоже на огромное шоколадное месиво.
Или нет?
Прибыли корпораций по-прежнему внушают оптимизм. Около 80% компаний, входящих в индекс S&P 500, представили квартальную отчетность, преподнеся позитивный сюрприз в 4%. Это в два раза выше среднего показателя за последние 25 лет. Более того, совокупные доходы компаний и их прибыль увеличились по сравнению с прошлым годом примерно на 13%, о чем сообщает консалтинговая фирма Yardeni Research.
Вдобавок ко всему, денежная наличность корпораций находится на рекордном уровне, и все большее количество компаний начинает выкупать свои акции и повышать дивиденды.
Американские корпорации показали, что могут делать большие деньги даже тогда, когда экономика не растет спринтерскими темпами. И аналитики с Уолл-стрит полагают, что они будут продолжать в том же духе и дальше. В последнюю неделю июля они повысили оценки доходности по всем 10 секторам индекса S&P 500.
Большая прибыль может показаться мистикой, поскольку рынок ценных бумаг мощным потоком падает вниз. Но в определенный момент паника утихнет, и все снова вспомнят основные принципы.
Инвесторам при такой неспокойной штормовой погоде следует подумать о трех вещах стратегического порядка: о покупках на основе оценки стоимости, о покупках с учетом факторов доходности и дивидендов, и, конечно же, чуть-чуть о безопасности вложения средств.
Что касается оценки стоимости, то снижение высоких прибылей в сочетании с падением биржевых курсов создает весьма привлекательные в ценовом плане варианты для покупки. Отношение цены к прибыли на акцию среди 500 компаний из индекса S&P 500, рассчитанное на оценке прибылей, в четверг составляло 13.15, в то время как долгосрочный средний показатель этого соотношения ближе к 16.
Хотя такая компания как Apple и не может похвастать высокими показателями, ее акции были в 14 раз дороже оценочной прибыли после того, как их курс понизился на 4% с момента начала активной распродажи две недели тому назад. Apple сидит на сундуке с 76 миллиардами долларов наличности, поэтому дивиденды у компании в будущем появятся наверняка. В прошлом квартале она продала все айпэды, которые сумела изготовить, не говоря уже о квинтиллионах айфонов.
Соотношение цены к прибыли на акцию Intel равно 9, и компания уже начала выкупать свои ценные бумаги обратно. Intel обещает мощный рост прибыли. У General Electric это соотношение составляет 12, у IBM 13, а у Ford только 6.
Приличные показатели стоимостных оценок не всегда предвещают мгновенный успех. Некоторые компании, кажущиеся сейчас дешевыми, сталкиваются с большими трудностями. Ford, например, нуждается в том, чтобы народ снова начал покупать побольше машин, а это зависит от обстановки на рынке рабочих мест.
Другое стратегическое направление – это внимание к дивидендам. За ожидание подъема на рынке надо платить. Нисходящее движение часто дает устойчивую доходность, особенно если смотреть на это в сравнении с 2,44-процентной доходностью 10-летних гособлигаций.
Pfizer, у которой соотношение цены к оценочной прибыли на акцию равно 8, имеет дивидендную доходность в 4,5%. Merck, у которой такое же соотношение, может похвастаться нормой дивидендного дохода в 4,7%. Verizon с ее 15-процентным соотношением дает дивиденды в 5,5%, а AT&T, у которой отношение цена-прибыль составляет 12, выплачивает дивиденды в 5,9%.
Электрические компании это еще один традиционно щедрый плательщик дивидендов, и их акции во время последней распродажи держались лучше многих. American Electric Power, Southern Co. и Duke Energy могли похвастать доходами по ценным бумагам в 5%.
Учитывая недавнюю нестабильность, имеет смысл подумать о тактике обеспечения безопасности. Золото в четверг упало на 0,4%, но оно весь год било ценовые рекорды, и J.P. Morgan, Goldman Sachs и прочие думают, что такая ситуация сохранится, пока западные страны решают свои долговые проблемы.
Золото показало себя великолепно, и золотодобывающие компании от него не отставали. J.P. Morgan считает, что они обязательно восстановят свои утраченные позиции, и ее финансистам очень нравятся такие компании как Goldcorp, Kinross, Newmont Mining и Barrick Gold.
Поэтому, пусть вокруг вас на рынке одна за другой возникают воронки от взрывов, не теряйте голову и хладнокровно ищите разумные возможности. Как говорит Уоррен Баффет, «Бойтесь, когда другие жадничают, и жадничайте, когда другие боятся». А в четверг недостатка в боязни не было.