Москва – Это была обычная летняя прогулка премьер-министра Владимира Путина. Надев костюм для подводного плавания и закинув за спину кислородный баллон, он нырнул на дно залива и вытащил оттуда два глиняных кувшина шестого века нашей эры.
В этой сцене, которую запечатлели кинокамеры, и которую показали в вечерних новостях, Путин в очередной раз предстал в виде широкоплечего и крепкого мужчины в самом расцвете сил – как раз то, что нужно для его вялых рейтингов. Подобные сцены, в которых Путин отважно борется со стихией – то усыпляя тигрицу, то нежно кормя сахаром свою лошадь, то стреляя дротиком в кита с резиновой лодки – стали штампом политической жизни в России.
Давно уже появились подозрения в том, что его подвиги не спонтанны. Тем не менее, было весьма удивительно услышать, как окруженный толпой сомневающихся журналистов пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков пытается как можно деликатнее объяснить им, что широко разрекламированное августовское морское погружение Путина было постановочным.
«Послушайте, - добродушно заявил Песков во время передачи, которую показали во вторник. – Путин не находил амфор на дне, которые там лежали много тысяч лет. Это очевидно».
Еще и вычищенных до состояния стерильности.
«Их или оставили там, или положили. Это совершенно нормально. Это совершенно не повод для этого злорадствия и всего остального», - сказал он.
Интервью Пескова бесцеремонному онлайновому новостному телеканалу «Дождь» прояснило следующее: Путин возвращается на пост президента в стране, которая существенно изменилась с 2008 года, когда он покинул эту должность. После эффектных усилий по подъему собственной популярности он, похоже, остановил медленное сползание своих рейтингов, которые сегодня составляют 68%. По данным Левада-Центра, это самый низкий показатель с 2005 года.
Но у него мало рычагов воздействия на влиятельную урбанизированную элиту, которая все меньше поддается на увещевательные эффекты социальных программ и контролируемого государством телевидения.
Песков знает о том ворчании, которое звучит в столице, и он в своем редком интервью отвечает на это прямо, заявляя: «Здесь как раз нужно кое-что разъяснить». Однако в общем его ответ сводится к одной простой и неприятной демографической истине: Москве, может, и не нравится возвращение Путина, но России нравится. А Россия больше.
«Действительно, в Москве можно достаточно часто сейчас услышать слова «зачем он возвращается?» - сказал Песков. - Мы очень много постоянно ездим по России, и там совсем другие проблемы, нежели у тех, кто живут в пределах Садового кольца (которое окружает городской центр), и тех, кто могут позволить тратить в день 2-3 часа, чтобы писать в блогах и социальных сетях».
«Сидя в Москве, ты рассуждаешь: «Мне дышать тяжело, затхло тут, поеду на берега Темзы, - сказал он чуть позже. - А есть люди, которые конкретно сидят и говорят: «Слушайте, мне бы налог на 3 пункта снизить, и я со своим коровником, все у меня получится». Вот я что имею в виду – это разный уровень проблем».
Кремль лавирует между этими аудиториями уже более ста лет. Ленин с пренебрежением относился к московской интеллигенции, говоря, что это «не мозг нации», а ее экскременты. Другие же утверждают, что править Россией без согласия московской элиты невозможно. И Путин предпочел один тезис другому, когда сместил президента Дмитрия Медведева, который успокаивал московских либералов, давая им надежду на то, что их идеи найдут подкрепление.
Теперь же, когда эта надежда погасла, многие ухватились за представление о том, что Путин это повтор советского лидера Леонида Брежнева, чье 18-летнее нахождение у власти стали называть эпохой застоя. Песков, который был определенно готов к такому вопросу, заявил во вторник, что на его взгляд, ранний период брежневской эпохи был положительным образцом.
«Действительно, многие говорят о брежневизации Путина, при этом говорят те люди, которые вообще ничего не знают про Брежнева, - заявил Песков. - Знаете, Брежнев – это не знак «минус» для истории нашей страны, это огромный «плюс». Он заложил фундамент экономики, сельского хозяйства и т.д.»
Его высказывания утром взорвали российские вебсайты. К вечеру редакция онлайновой Gazeta.ru, которая часто выступает с критикой правительства, заявила, что следует ждать ярких телевизионных ретроспектив о Брежневе, чье руководство будут связывать не с напыщенной идеологией, а со «стабильным, мирным, постепенным развитием».
«Путин возвращается к власти как президент советского по сути большинства, живущего в бытовых и политических координатах, мало отличающихся от брежневских, - написала редакция в своей статье без подписи. - Для этого аполитичного, патерналистски настроенного постсовка генсек, президент, вождь нации (нужное подчеркнуть) — единственная надежда и опора».
В своем интервью Песков не подал сигнала о том, что его босс намерен менять свой замкнутый и единоличный стиль работы. Он сказал, что президент и премьер-министр это единственные люди, знавшие, что 24 сентября станет известно о перестановке, и что он лично был «ошарашен», когда услышал данную новость, поскольку думал, что это произойдет позднее.
«Если вам кто-то говорит, что он знал заранее - он вам врет», - заявил Песков.
Отвечая на вопрос о том, проявил ли Путин какие-то эмоции после отставки его давнего друга и советника министра финансов Алексея Кудрина, Песков ответил «нет». «Ни один мускул не дрогнул на его лице». Когда его спросили, начал ли Путин пользоваться интернетом, он сказал, что премьер делает это «редко». На вопрос о том, разрешит ли Путин средствам массовой информации говорить с двумя его взрослыми дочерьми, которых никто и никогда не видит на публике, Песков ответил отрицательно.
«Он такой же, - сказал пресс-секретарь. - В чем-то он становится более терпимым, в чем-то более нетерпимым».
Комментарии Пескова прозвучали вскоре после телевизионного интервью с Дмитрием Медведевым, который заявил, что отказался от второго срока, потому что Путин более популярен. Комментарии Пескова, адресованные довольно немногочисленной категории людей, которые следят за новостями в интернете, говорят о том, что Кремль всерьез озабочен тем разочарованием, которое испытывает городская элита. Правда, Песков не смог скрыть небольшое раздражение, когда начал в ходе интервью перечислять достижения Путина.
«Была банковская паника? Не было, - сказал он. - Был дефолт? Не было. Перешли ли наши стратегические предприятия во владение иностранного капитала? Не перешли. А потеряли ли мы с вами суверенитет, хоть частично? Не потеряли».
«И вот хочется обо всем этом рассказать тому самому социуму, который, что самое интересное, сидит в дорогих ресторанах, где нет ни одного свободного столика, ест вкусную итальянскую еду по 1200 рублей за тарелку и страдает о Родине».