Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Смена позиций России по Сирии как попытка защитить свои интересы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новый проект резолюции по кровопролитию в Сирии, предложенный Россией, является прагматическим шагом страны, оставшейся в одиночестве в своей поддержке дискредитировавшего себя лидера. Подобный шаг позволяет России выглядеть менее строптивой в своей оппозиции санкциям и вмешательству иностранных вооруженных сил, против которых она активно выступала со времен операции НАТО в Ливии.

Новый проект резолюции по кровопролитию в Сирии, предложенный Россией, является прагматическим шагом страны, оставшейся в одиночестве в своей поддержке дискредитировавшего себя лидера.

 

Подобный шаг позволяет России выглядеть менее строптивой в своей необоснованной оппозиции санкциям и вмешательству иностранных вооруженных сил, против которых она активно выступала со времен операции НАТО в Ливии.

 

С ростом числа жертв кровопролития, вину за которые мир в основном возлагает на сирийского президента Башара аль-Асада, на Кремль оказывают все увеличивающееся давление с целью заставить его отказаться от поддержки правительства, которое дало возможность Москве занять одни из самых твердых позиций на Ближнем Востоке.

 

В четверг Россия сделала небольшой шаг в этом направлении, представив проект резолюции, в которой говорится о «несоразмерном применении силы» сирийскими властями и содержится призыв к ним прекратить «репрессии в отношении тех, кто осуществляет свои права».

По мнению аналитиков, Россия понимает, что в краткосрочной перспективе ей необходимо дистанцироваться от Асада в глазах всего мира.

 

«Россия меняет свои позиции, поскольку полностью отстоять сирийский режим невозможно, учитывая то, что все настроены против него, включая практически все арабские страны», — заявил Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».

 

«Смысл заключается в том, чтобы продемонстрировать, что Россия выступает за мирное урегулирование и при этом не защищает режим Асада», — добавил он.

 

В последние месяцы Россия принимала у себя сирийские оппозиционные группы, однако она отвергла их просьбы заставить Асада уйти. Российские дипломаты часто заявляли о том, что противники Асада в не меньшей степени виновны в непрекращающемся кровопролитии, чем сирийский лидер.

 

В октябре Россия и Китай, будучи постоянными членами Совета Безопасности, воспользовались своим правом вето и блокировали принятие подготовленной западными государствами резолюции, в которой осуждалось сирийское правительство, названной ими односторонней.

 

УВЕЛИЧЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ

 

Западные государства утверждают, что собственный проект резолюции России является неприемлемой попыткой возложить вину как на правительство, так и на его оппонентов.

 

Непосредственной причиной для создания новой резолюции, вероятно, стал доклад, сделанный на прошедшей неделе, в котором Глава Совета по правам человека ООН Нейви Пиллэй (Navi Pillay) заявила, что число жертв за последние девять месяцев превысило пять тысяч человек и что действия сирийского правительства можно рассматривать как преступления против человечности.

 

«Мы считаем, что это произошло, потому что Россия почувствовала давление со стороны международного сообщества, особенно после шокирующего доклада г-жи Пиллэй», — сказал посол Франции в ООН Жерар Аро (Gerard Araud).

 

В долгосрочной перспективе Россия пытается подстраховать себя в игре, исход которой пока неясен.

 

Сирия была главным покупателем российского оружия, а в настоящее время на ее средиземноморском побережье расположен военно-морской объект технического обеспечения России, один из немногих зарубежных военных аванпостов Москвы.

 

Асад был, вероятно, ближайшим союзником в регионе, где продолжающиеся уже год волнения препятствовали устремлениям России укрепить там свое экономическое влияние.

 

Однако, учитывая невозможность восстановления статус-кво, царившего в Сирии до начала протестов, лучшим исходом для России будет решение путем переговоров, в особенности, если в этом будет заслуга России.

 

Это может стать большой дипломатической победой для России на мировой арене и обеспечить ей доходы в Сирии в будущем – это то, чего не случится, если оппоненты Асада одержат верх, а Россия при этом будет защищать его до конца.

 

ЛИВИЙСКИЙ ФАКТОР

 

Тем не менее, аналитики утверждают, что Россия будет выступать против введения санкций настолько долго, насколько это возможно – такая стратегия может быть прописана в проекте резолюции.

 

Любые дальнейшие действия, вероятнее всего, будут поэтапными, поскольку Кремль опасается, что резкая смена курса по Сирии может рассматриваться Западом как слабость, что неприемлемо, учитывая желание премьер-министра Владимира Путина принять участие в президентских выборах в марте следующего года.

 

Россия обозначила свои позиции по Сирии, выразив свой гнев относительно воздушных ударов НАТО, которые помогли ливийским повстанцам свергнуть Муаммара Каддафи.

 

Москва позволила операциям НАТО в Ливии продолжаться, воздержавшись на голосовании в Совете Безопасности, однако позже она обвинила альянс в превышении границ его мандата по защите мирного населения.

 

В то время Путин сравнил резолюцию по Ливии со «средневековыми призывами к крестовым походам», и в телемосте, который в четверг прошел в прямом эфире, он снова подверг Запад резкой критике за его действия в Ливии, заявив, что американская беспилотная авиация преследовала Каддафи до самой его смерти, а силовики НАТО подстрекали повстанцев.

 

Однако Путин мало говорил о Сирии, сохранив, таким образом, вероятность того, что позиции России в отношении этого государства могут меняться.

 

К настоящему времени, внесение на рассмотрение резолюции, даже такой, которая, по мнению западных государств, требует изменений, укрепляет позиции России в борьбе за разрешение конфликта. Российский проект резолюции призывает наблюдателей действовать в соответствии с планом Лиги арабских государств, который Москва поддержала.

 

В знак того, что Россия стремится к подобному влиянию, Москва неоднократно предлагала, чтобы Россия и ее партнеры по группе БРИКС с развивающимся рынком – Китай, Бразилия, Индия и Южная Африка, которые в настоящее время являются членами Совета Безопасности – также отправили своих наблюдателей в Сирию, если это потребуется.