Это уже начинает звучать как заезженная пластинка, однако повторю еще раз - 2011 год был невероятно безопасным для коммерческих авиаперелетов.
Фактически за год в результате аварий на 18 регулярных пассажирских рейсах погибли лишь 373 человека. Если учесть, что только в США каждый год совершается около 10 миллионов авиаперелетов, это – большое достижение.
По данным Aviation Safety Network, всего за год в мире случилось 106 «происшествий» любого типа. В это число включены, в том числе, аварии военных и грузовых самолетов, а также аварии на летных испытаниях. Одна из прошлогодних аварий в России была связана с незаконными авиационно-химическими работами. В базе данных каждый случай детализирован.
Читайте еще: Адвокат критикует главное авиационное ведомство России
50 из этих происшествий повлекли за собой человеческие жертвы. Многие из остальных ограничивались такими вещами как выезд за пределы взлетно-посадочной полосы. Если отбросить все, кроме повлекших за собой гибель людей аварий на регулярных пассажирских рейсах, останется всего 18 случаев.
Впрочем, даже 18 аварий с человеческими жертвами – это много. Представьте себе, что каждый месяц в новостях сообщают минимум об одном таком случае. Однако большинство из них, предположительно, не попали в американские новости.
В США за весь год в результате аварий на регулярных пассажирских рейсах не погиб ни один пассажир. Только один такой рейс – причем крошечный - на Аляске завершился катастрофой, в результате которой погиб пилот, но выжили оба пассажира. На севере Канады три человека погибли в результате авиакатастроф в отдаленных районах с тяжелыми условиями, но это связано с особенностями местности.
Но ведь и в США были в этом году какие-то происшествия? Разумеется, все мы слышали об инциденте с разгерметизацией салона «Боинга-737» компании Southwest на крейсерской высоте, однако он закончился благополучно (пострадали разве что нервы.).
Остальные аварии происходили в основном в развивающихся странах.
Хуже всех в прошлом году вела себя Россия, в которой в результате трех катастроф погибли 56 человек. Помимо этого в ней было отмечено несколько не повлекших за собой жертв аварий при приземлении, и одна крупная катастрофа – гибель чартерного рейса с целой профессиональной хоккейной командой. Это, разумеется, не делает полеты в России опасными, однако российским чиновникам, отвечающим за авиацию, следует обеспокоиться происходящим.
Читайте еще: Медведев требует модернизации авиапарка
Две авиакатастрофы отмечены в Индонезии, одна в Конго. Все они были связаны с самолетами авиалиний, которые Европейский Союз включил в черный список из-за проблем с безопасностью, поэтому многие не стали бы даже рассматривать их как транспортное средство без большой необходимости.
Одна авария произошла на внутреннем иранском рейсе, одна на туристическом рейсе в Непале. Еще несколько аварий потерпели турбовинтовые самолеты – один в Папуа-Новой Гвинеи, пять в Латинской Америке. Еще один турбовинтовой самолет разбился в Ирландии при плохой погоде, что стало единственной подобной авиакатастрофой в Европе в этом году.
Возможно, читатели зададутся вопросом о том, каковы были причины этих аварий. Как обычно, ни у одной из них не было какой-то определенной единственной причины, однако каждый раз свою роль играли трудные погодные условия.
В некоторых отдаленных частях мира нет таких метеорологических систем и таких тщательных процедур контроля, как у нас в Соединенных Штатах, и это может сказываться на частоте аварий.
Если подытожить все эти данные, ясным станет одно – самолеты остаются невероятно безопасным средством транспорта. Хотя, разумеется, всегда будет существовать стремление свести число аварий к нулю, в такой сложной сфере, как авиация, достичь этого будет невозможно. Тем не менее, с каждым годом самолетов поднимается в небо все больше, а шансы на то, что нечто пойдет не так, продолжают становиться все меньше.
Бретт Снайдер – основатель сайта об авиаперелетах Cranky Concierge и автор блога для авиапассажиров The Cranky Flier.