Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Проблемы мультикультурализма в Великобритании

© ФотоНана Шотовна Яковенко
Нана Шотовна Яковенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В британском политическом дискурсе в последнее время все чаще фигурирует тема о назревшем сбое в межнациональных отношениях. Впервые за долгие годы правительство Кэмерона попыталось подвести черту под достаточно жесткими спорами в обществе относительно пользы и эффективности политики «благоприятствования малым этносам».

В британском политическом дискурсе в последнее время все чаще фигурирует тема о назревшем сбое в межнациональных отношениях. На фоне финансово-экономического кризиса проблема мультикультурализма стала особенно острой, поскольку обострились существующие социальные проблемы, подрывающие так называемый «послевоенный консенсус», который гарантировал от чрезмерной поляризации в обществе, обеспечивая неуклонный подъем уровня жизни, прежде всего среднего класса. Кроме того, как новое явление приходится констатировать и появившийся в системе социальных проблем и этнический элемент, который возник вследствие определенной иммиграционной политики, проводившейся не одно десятилетие, в том числе как «плата за империю». Многие эксперты солидарны во мнении, что с социальной точки зрения Великобритания стала трансформироваться в конгломерат сосуществующих и в то же время автономных этнорелигиозных анклавов, которые возникли в рамках жесткой англосаксонской модели социально-экономического развития. По оценкам социологов, в ближайший период число верующих христиан и мусульман в Британии, скорее всего, сравняется.

Впервые за долгие годы правительство Кэмерона попыталось подвести черту под достаточно жесткими спорами в обществе относительно пользы и эффективности политики «благоприятствования малым этносам». Главной темой его выступления в феврале прошлого года стал кризис концепции мультикультурализма, которая, как он и большинство его соратников считают, не только не оправдала возлагавшихся на нее надежд, но, по сути, сформировала в стране благоприятную среду для роста экстремистских настроений и даже некоторого культивирования доморощенного исламского терроризма. При этом премьер-министр провел четкий водораздел между исламом как религией и исламским экстремизмом, назвав последний политической идеологией, которая привлекает к себе граждан, «оторванных от жизни», лишенных корней в обществе.

Читайте также: Победа пропалестинского кандидата всколыхнула британскую политику

Премьер пообещал радикально пересмотреть такую политику: на смену «пассивной толерантности» должен прийти «мускулистый либерализм». Вместо поощрения раздельного проживания граждан в рамках своих субкультур Д.Кэмерон считает необходимым выработать некий единый для всех граждан код – «общую национальную идентичность». Ее основой должен стать набор разделяемых всеми гражданами ценностей, включая свободу слова и вероисповедания, демократию и верховенство закона, а также равные права для всех, невзирая на пол, расовую принадлежность и, что примечательно, сексуальную ориентацию.

В целом озвученные планы и уже предпринятые шаги свидетельствуют о том, что правительство серьезно настроено на решение проблем.

Иммиграционная политика стала первым звеном в комплексе поставленных задач: были введены ограничения на получение виз и вида на жительство выходцами  из стран, не входящих в ЕС. За счет этого власти, вероятно, планируют частично восстановить баланс в стране в пользу представителей европейской культуры. При этом ужесточились тесты на знание английского языка и британской культуры для иммигрантов, претендующих на работу в стране. С этой же целью планируется ввести курсы более углубленного изучения культуры и истории Великобритании в школах.

Правительство также должно подвергнуть тщательному анализу государственное финансирование ряда общественно-религиозных организаций, которые были замечены в поддержке радикальных взглядов. В дальнейшем господдержку будут получать только те НПО, которые безоговорочно, без ссылок на религиозные запреты и ограничения, поддерживают универсальные ценности и права человека.



Также по теме: Ислам и мультикультурализм подвергаются нападкам

Особая роль по выработке общей национальной идентичности отводится магистральной концепции – «Большому обществу». Ее основной задачей является пересмотр принципов госуправления и высвобождение госструктур от обременительных управленческих функций путем их делегирования «на места» - в муниципалитеты, городские советы и общины. Это предполагает и запуск развитых общественных механизмов по самообеспечению. Главной опорой такой системы должен быть хорошо подготовленный гражданин с активной жизненной позицией, для которого искреннее и бескорыстное служение на благо окружающих является высшей ценностью, перекрывающей иные религиозные и этнические приоритеты.

Пока попытки запустить рабочую модель такого общества не дали особых результатов и не получили встречной реакции в обществе.

Серия беспорядков и погромов в британских городах в августе 2011 года, носивших в ряде случае этнический подтекст, заставила власти заговорить также о необходимости укрепления морально-нравственных ценностей в обществе. Была сделана ставка на религию в противовес опасности глубоко укоренившегося в сознании граждан «воинствующего секуляризма».

Читайте также: Amnesty International обвиняет Францию в исламофобии

Именно религиозный фундамент призван оздоровить нравственно и социально больное, «расколотое» британское общество, образовавшееся в результате религиозного компромисса по итогам Английской революции в ХVII веке и мультикультурного эксперимента в ХХ веке.

Выступая в декабре 2011 перед англиканским священством, Д.Кэмерон заявил, что не понимает, почему церковь не должна быть вовлечена в политическую жизнь. По его мнению, в основе многих политических вопросов лежат нормы морали, далеко не чуждые христианству. Правда, Д.Кэмерон оговорился, что делает ставку на все религии и их нравственный потенциал, не выделяя какой-либо одной.

Однако эта попытка, по мнению экспертов, пока не увенчалась успехом в силу высокой степени дехристианизации британского общества, что исключает, даже перед лицом «второй волны» экономического кризиса, перспективу возвращения к христианским корням, по крайней мере, на протяжении жизни одного поколения. По крайней мере, в стране эти призывы были восприняты с глухим непониманием.

На пути к этому лежит немало препятствий: например, правительство поддержало введенный рядом работодателей запрет на открытое ношение нательных крестиков в рабочее время; затем в марте 2012 года в обществе была запущена дискуссия о необходимости изменения брачного законодательства страны на предмет разрешения однополым парам официально вступать в семейный союз.

В Великобритании впервые  поставлена под вопрос популярная в Европе в XX веке политика мультикультурализма. Несмотря на то, что здесь преимущественно говорят о проблемах самой Великобритании, очевидно, что посыл адресуется и другим европейским странам, столкнувшимся с аналогичными трудностями.