«Небесное дерево Токио» выглядит величественно. Эту гигантскую смотровую и телевизионную башню строили четыре года, и она вознеслась над землей на 630 метров, став второй по высоте строительной конструкцией в мире. В первый день работы там ожидают 8000 посетителей. Лишь Дубаи, где тоже любят все большое, может похвастаться более крупным зданием - огромным небоскребом «Бурдж Халифа», который возвысится над Небесным деревом еще на 200 метров, если их поставить бок о бок.
Погоня за размерами давно уже превратилась у туристов в навязчивую идею. И если «Небесное дерево» и «Бурдж Халифа» построены стильно и заслуживают высочайших похвал, то другие крупномасштабные проекты, нацеленные на туристическую аудиторию, демонстрируют, что большое не всегда значит лучшее. Вот пять напоминаний об этом:
Отель «Рюгён», Северная Корея
Эту северокорейскую гостиницу должны были открыть к XIII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в 1989 году. Предполагалось, что здание станет самым высоким отелем в мире, и будет снисходительно взирать с высоты своего роста на уступающие ему олимпийские объекты Южной Кореи, построенные годом ранее. На 30-метровой крыше здания планировалось разместить семь ресторанов, которые должны были одновременно вращаться, демонстрируя панораму Пхеньяна. К сожалению, судьба отеля точно следовала его имиджу - сначала взмыла ввысь, а потом резко пошла под уклон. После распада Советского Союза в 1992 году Северная Корея лишилась поставок сырья, и отель оставался бесхозным до 2008 года, когда египетская телекоммуникационная компания согласилась вдохнуть в него вторую жизнь. Дыры закрыли новыми стеклянными панелями, но открыть гостиницу к столетию Ким Ир Сена в апреле 2012 года так и не успели.
Башня с часами в Мекке, Саудовская Аравия
Архитекторы долгие годы "облизывались" в предвкушении проектов реконструкции Мекки, которая богата на посетителей, но бедна на инфраструктуру. Король Абдалла давно хотел капитально перестроить этот город, куда ежегодно приезжают на хадж 12 миллионов паломников. Он рассматривал самые разные радикальные предложения - от строительства линии высокоскоростного «паломнического экспресса», соединяющего Мекку и Медину, до замены османской части мечети «Харам» на многоэтажный молельный зал. Королевская башня с часами в Мекке - это самое грандиозное на сегодня сооружение, вздымающееся над мечетью «Харам» на высоту 600 с лишним метров. Там есть пятизвездочный отель, пятиэтажный торговый центр, две вертолетных площадки и конференц-зал. Чтобы построить эту башню, власти Мекки снесли гору и разрушили крепость времен османов, однако ее внешний вид вызывает у местных жителей отвращение, а критики называют это сооружение «архитектурным абсурдом» и «дешевой подделкой под Биг Бен».
Бассейн «Сан-Альфонсо дель Мар», Чили
Течение Гумбольдта, несущее холодные воды из Антарктиды вдоль западного побережья Южной Америки, - это серьезная головная боль для владельцев чилийских отелей. Имея береговую линию длиной 4300 с лишним километров, северная часть которой ближе к экватору, чем к Рио-де-Жанейро, Чили, казалось бы, должна была стать раем для массового туризма и соответствующих строительных проектов. Но море там чертовски холодное! Однако бояться не надо: в 2006 году курорт «Сан-Альфонсо дель Мар» открыл самый большой в мире плавательный бассейн с объемом воды умеренной температуры в 500000 кубометров. Длина его - 1013 метров, и он примыкает непосредственно к океану. Вот она, природа! Владельцы других отелей позеленели от зависти - и началась новая гонка - бассейная. Шарм эль-Шейх сегодня строит резервуар еще больших размеров. Дело, конечно не в том, что Шарму не хватает теплой воды, просто он - самый быстрорастущий пляжный курорт мира, и ему становится тесно.
Береговая линия Дубаи
Обзор монстрообразных туристических достопримечательностей был бы неполным без поклона в сторону их прародительницы - Дубаи. Но с чего начать? Ну, есть отель «Атлантис», который планировался как "порочный архитектурный сплав «Тысячи и одной ночи», мыльной оперы из 80-х «Династия» и классического розового «Дюрекса». И конечно же, есть квинтет рукотворных береговых отростков, сооруженных из квинтиллионов тонн песка, собранного со дна Персидского залива, чтобы решить проблему «нехватки пляжей». Это острова Мир, Вселенная и Пальма. Строительство очередного искусственного архипелага Палм-Дейра пока приостановили, но там планируется разместить более миллиона человек, и он будет больше Парижа. А если проехать чуть дальше до Абу-Даби, то там следует почтительно отметить самый большой в мире закрытый парк развлечений «Мир Феррари». Его закрывает гигантский красный купол с огромным логотипом Феррари. Если вы найдете его на карте Google Earth и посмотрите на него сбоку, то он станет немного похож на трусики от бикини.
«Доисторическая долина», Куба
Кубинский парк «Доисторическая долина» был построен в 1980-х годах. Он раскинулся на территории в 11 гектаров и является частью национального парка на окраине Сантьяго. Видимо, для того времени это была неплохая идея. Парк должен был воссоздать доисторический период. И он попытался, вольготно разбросав по своей территории 227 бетонных изваяний страшных динозавров и рычащих пещерных людей. К сожалению, динозавры, как их представляли в 1980-е годы, не очень хорошо сохранились, а после «Парка Юрского периода» они больше напоминают давно забытые игрушки, брошенные на детской площадке возле дома. Тиранозавр напоминает необновленную версию Годзиллы 1954 года, а разбивающий скалу самодельным топором (зачем?) 10-метровый неандерталец очень похож на накачанного Чарлтона Хестона (Charlton Heston) из фильма «Десять заповедей». Я уверен, в этом есть какой-то скрытый политический подтекст.
Тем, кто бросает завистливые взгляды вверх, на «Небесное дерево», я говорю: соблюдайте осторожность. Оценивайте свои возможности, ресурсы, перепроверяйте бюджет, и постарайтесь сделать так, чтобы ваша мегаконструкция не устарела сразу после укладки последнего кирпича. А если ничего не получается, не отчаивайтесь. Созданные природой достопримечательности тоже приносят туристические деньги. Мало что может сравниться с бесконечным величием Большого Барьерного рифа, с призрачной красотой Северного сияния в Скандинавии или с монументальными размерами Большого Каньона. Особенно после того, как над ним построили эту штуку в виде подковы со стеклянным дном. Это было сделано в рамках проекта благоустройства площади размером в 4 гектара. Теперь туда входит туристический центр на 600 квадратных метров и ресторан. Да уж.