Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
35 лет «Звездным войнам»: как TIME освещал кинофеномен

25 мая 1977 года на экраны вышли «Звездные войны». TIME с любовью вспоминает о скромном фантастическом проекте Джорджа Лукаса.

© Фото : Двадцатый Век Фокс СНГКадр из фильма "Звездные войны: Эпизод 1 - Скрытая угроза"
Кадр из фильма Звездные войны: Эпизод 1 - Скрытая угроза
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В это трудно поверить, но 35 лет назад в Голливуде никто не верил в то, что «Звездные войны» ждет такой успех. Знатокам казалось, что у фильма Джорджа Лукаса, порожденного комиксами, второсортными сериалами и греческим эпосом - фильма без звезд и без секса – не может быть ни единого шанса стать хитом.

Ребята, возможно, вы в это не поверите, но давным-давно (35 лет назад), в не такой уж далекой галактике (собственно говоря, на планете Земля) почти никто не знал, что такое «Звездные войны». В Голливуде, разумеется, многие слышали об этом научно-фантастическом проекте, но не верили в то, что его ждет особый успех. Знатокам казалось, что у фильма Джорджа Лукаса, порожденного комиксами, второсортными сериалами и греческим эпосом - фильма без звезд и без секса - не может быть ни единого шанса стать хитом. Две студии успели отклонить проект до того, как Алан Лэдд-младший (Alan Ladd, Jr.) из ХХth Century-Fox в конце концов дал ему зеленый свет.

Однако, за пределами кинобизнеса у Лукаса с самого начала был сильный союзник - журнал TIME. В статье, которую предполагалось анонсировать на обложке номера TIME от 30 мая 1977 года, журналист Джеральд Кларк (Gerald Clarke) описал «Звездные войны» как «замечательный и интересный фильм, который вполне может стать главным хитом 1977 года, а пока, безусловно, выглядит одним из лучших фильмов года. - и добавил - Получилось нечто крайне интересное: подсознательная история кинематографа с захватывающим приключенческим сюжетом и украшенная самыми лучшими спецэффектами, когда-либо использовавшимися в кино».

Читайте также: Успех франкоязычного кино в России

В последний момент на обложке этот анонс был заменен статьей о приходе Менахема Бегина на пост израильского премьер-министра, однако с нее начались плодотворные отношения между TIME и Лукасом. В дальнейшем на обложку TIME попадал каждый из пяти эпизодов «Звездных войн»: «Империя наносит ответный удар» («The Empire Strikes Back» - 19 мая 1980 года (обложка с Дартом Вейдером), «Возвращение джедая» («Return of the Jedi») - 23 мая 1983 года (обложка с Лукасом), приквел «Скрытая угроза» («The Phantom Menace») - 30 апреля 1999 года (обложка с Эваном Макгрегором (Ewan McGregor), Лиамом Нисоном (Liam Neeson) и Джейком Ллойдом (Jake Lloyd) в роли маленького Энакина Скайуокера), приквел «Атака клонов» («Attack of the Clones») - 29 апреля 2002 года (обложка с Йодой) и приквел «Месть ситха» («Revenge of the Sith») - 9 мая 2005 года (опять обложка с Дартом Вейдером).


Перевыпуск в 1997 году первых трех фильмов, «улучшенных» с помощью компьютерных технологий, также был отражен на обложке номера от 10 февраля. В каждой из этих статей были сенсационные репортажи, намеки на повороты сюжета, новые откровения джедая Джорджа. И номера журнала имели рекордные продажи - так же, как первые «Звездные войны» быстро стали самым кассовым фильмом своего времени. По реальному объему кассовых сборов он отстает в истории кинематографа только от «Унесенных ветром».



Однако, в мае 1977 года киносказка, которую детям было рекомендовано смотреть вместе с родителями, могла показаться неподходящей для обложки новостного журнала. Знаковыми фильмами этого десятилетия были серьезные, резкие, ядовитые и разоблачительные картины про коррупцию в полиции («Серпико» («Serpico»)), муниципальной политике («Китайский квартал» («Chinatown»)) и в самом Белом доме («Вся президентская рать» («All the President’s Men»)). Голливудские магнаты с гордостью снимали взрослые фильмы для взрослой аудитории - такой же, как читатели TIME. Кто в подобной ситуации обратил бы внимание на фильм со световыми мечами, принцессами и погонями, похожий на новые видеоигры, которые так любят дети?

Также по теме: Казахское кино надеется стереть образ Бората

Однако первая статья TIME о «Звездных войнах» нащупала сдвиг в культуре: зрители устали от городского цинизма и были готовы смотреть нечто увлекательное и ребяческое. Этот фильм, писал Кларк, «адресован детям - ребенку в каждом из нас», и Лукас это подтвердил. «Мой фильм должен доставлять удовольствие, - сказал он. - Я снял его, чтобы дать молодежи честный, цельный фантастический мир, который был у моего поколения. У нас были вестерны, кино про пиратов и тому подобные замечательные штуки. У них есть только «Человек на шесть миллионов долларов» («The Six Million Dollar Man») и «Коджак» («Kojak»). Где романтика, где приключения, где радость - где все то, что некогда было почти в каждом фильме?» К 2012 году слава Ли Мейджорса (Lee Majors) и Телли Салаваса (Telly Savalas) давно поблекла, а Люк Скайуокер, Хан Соло и Дарт Вейдер по-прежнему живут в умах детей - детей по всему миру и детей в каждом из нас, для которых в последние десятилетия снимаются большинство фильмов.

Кларк, позднее написавший известные биографии Трумена Капоте (Truman Capote) и Джуди Гарланд (Judy Garland), в 1980 году анонсировал в TIME «Империя наносит ответный удар», заметив: «Во многих отношениях - визуальный ряд, профессионализм, тщательность в деталях - этот фильм превзошел “Звездные войны”. В области спецэффектов Лукас - настоящий волшебник, и его оптическая магия буквально слепит глаза».

Читайте также: Американской киноакадемии не хватает демографического разнообразия

Чтобы узнать подробности о фильме, корреспонденту TIME Джеймсу Уиллверту (James Willwerth) пришлось преодолевать меры безопасности, «которым могло бы позавидовать ЦРУ. Некоторые из актеров знали только свою роль - все остальное было аккуратно удалено из сценария». В сцене ключевой дуэли Дэвид Проуз (David Prowse) - актер, носивший доспехи Дарта Вейдера, – «произносил фиктивные реплики, а настоящие потом дублировал Джеймс Эрл Джонс (James Earl Jones) - голос Вейдера в обоих фильмах. “Я не слишком много знаю о происходящем в картине, - признает Проуз. - В вопросах безопасности они вели себя как настоящие параноики”.

При этом у Кларка, бывшего поборником первого фильма именно как невинного развлечения, «Империя» вызвала определенные сомнения: «Этот фильм намного лучше сделан и в некотором смысле явно богаче. Но, говоря языком Йоды, радости такой не доставляет он». Отмечая желание Лукаса продолжать «Звездные войны» до бесконечности, как те киносериалы, которые некогда показывали в субботу на дневных сеансах, Кларк писал, что у «Империи» «нет настоящего конца… и у зрителя остается мучительное чувство незавершенности, как будто его обманули».

В итоге дерзкое решение - завершить фильм открытой концовкой, точно очередной эпизод популярного в 1940-х годах сериала «Сокрушитель шпионов» («Spy Smasher») - породило тенденцию, которая продолжилась не только в новых эпизодах «Звездных войн», но и в трилогии «Властелин колец», фильмах о Гарри Потере и в бесчисленных экранизациях комиксов Marvel. При этом сценарист-продюсер-режисер-киномагнат, на самом деле, просто возродил многовековую традицию. Дети, которым перед сном рассказывали интересную сказку, упрашивают родителей сразу же открыть, что будет дальше, а родители отвечают им на это: «Может быть, завтра вечером». Для Джорджа Лукаса этот «завтрашний вечер» растянулся на 29 лет, пока он не закончил «Месть ситха». И только сам режиссер знает, окончательно ли завершилась сказка о Звездных войнах.