Мало кто смог предсказать, насколько быстро и масштабно будет развиваться интернет, насколько быстро мир покроется сетями, и это затронет также самые секретные и самые интимные области. Шумиха в средствах массовой информации в связи с публичным размещением акций компании Facebook, споры по поводу авторских прав, а также обнаружение виртуального вредителя Flame – все это наглядно показывает, что, судя по всему, потенциал киберсетей большинству людей еще не совсем понятен.
В то время как непосвященные не перестают удивляться, отдельные специалисты действуют в сети столь бесцеремонно, как будто она вообще заменяет реальный мир и его законы. Сомнительные последствия столь стремительного развития описывает британский журналист и специалист в области международной организованной преступности Миша Гленни (Misha Glenny) в своей книге «Киберпреступления. Криминал и войны цифрового века» (Cybercrime. Kriminalität und Krieg im digitalen Zeitalter).
Зависимость от сетевых систем
«Из-за своего неустанного стремления к комфорту и экономическому росту человечество в короткий период оказалось в опасной зависимости от сетевых систем: в течение менее чем двадцати лет части так называемой «критической национальной инфраструктуры» оказались под контролем компьютерных систем, становящихся все более сложными».
История их успеха, вызывающая тревогу, стала возможной, поскольку цифровой мир, благодаря своему все более удобному интерфейсу, уже давно предстает не в виде абстрактного языка программирования, а просто как неисчерпаемый каталог информационных и развлекательных предложений, начиная от простых чатов до узкоспециальных дискуссионных форумов.
Но далеко не каждый человек хотел бы непременно превратиться из покупателя в «юзера» - для этого всегда использовалось определенное давление. Особенно быстро вошли в сети банки, отмечает Гленни. «Стало ясно, что им надо подтолкнуть клиентов к тому, чтобы они осуществляли свои платежи и управляли своими счетами в режиме онлайн, после чего банкам уже не надо оплачивать работу сотрудников, выполнявших ранее эту работу».
Бизнес с украденными банковскими картами
Банки перенесли платежное обращение в сеть и тем самым создали основу для нового вида преступлений, которые и анализирует Гленни. В центре его внимания находятся такие сети и платформы как CarderPlanet, CardersMarket и DarkMarket, в которых осуществлялся «кардинг» (carding), то есть международная торговля данными, похищенными с банковских карт.
К этому вскоре добавились продажи вставляемых в банкоматы «скиммеров» (skimmer), которые позволяют специалистам по «кардингу» считывать данные и секретные коды ничего не подозревающих клиентов, а затем получать доступ к их счетам. Благодаря соответствующим предупреждениям, такого рода действия не являются для пользователей чем-то новым.
Вместе с тем книга Гленни с помощью описания некоторых, особо интересных карьер показывает, насколько зыбкой является грань между рискованными играми молодого хакера и деятельностью организованной преступности. В то время, как более молодые и не достигшие еще совершеннолетия члены цифровых черных рынков удовлетворяли свое тщеславие, работая в качестве круглосуточных администраторов, другие члены сети целенаправленно действовали в другом направлении - получали миллионные доходы, создавали трастовые системы и переходили от торговли соответствующим софтом и железом к предоставлению их в аренду.
Раздвоение личности у хакера
Создание трастовых систем было необходимо, так как преступники не очень любят быть обманутыми, и даже инсайдеры иногда не знают, кто скрывается за экзотическими именами их виртуальных партнеров. Гленни рассказывает о том, как один из сотрудников ФБР проник в DarkMarket. Он также описывает судьбу Макса Батлера (Max Butler), известного также по псевдонимам Max Vision и Iceman, недавно осужденного на 13 лет тюремного заключения.
Нарушение им моральных и юридических правил проявилось в расколе его собственной виртуальной идентичности: «Как Iceman он никогда не занимался покупкой и продажей кредитных карт. Однако, как Vision он создавал другие онлайновые личности, которые и действовали в этой области. Способность отделять части собственной личности была очень широко распространена среди хакеров. Часто Vision даже верил в то, что его виртуальные создания в своем мышлении и поступках - автономны, и поэтому их можно считать в моральном плане самостоятельными созданиями».
По вопросу о том, является ли интернет особым миром со своими законами, мнения разделяются, и некоторые люди терпят неудачу, оказавшись перед этой дилеммой. Тем не менее, часть основных преступных технологий в одинаковой степени функционирует как в реальном, так и в виртуальном мире, поскольку самым большим слабым местом продолжает оставаться недостаточно информированный и слишком доверчивый пользователь, который не думает ни о чем плохом – особенно в тот момент, когда последнее обновление его системы интернет-банкинга и без того приблизило его к границам компетентности в области интернета.
Власти проспали угрозу
Преступники, о которых рассказывает Гленни, называют себя такими экзотическими именами как Blade, Drone или Lord Cyric, и остается только гадать, кто же на самом деле создал вредоносную программу «Conficker», о которой Марк Боуден (Mark Bowden) рассказывает в своей книге «Червь. Первая цифровая мировая война» (Worm. Der erste digitale Weltkrieg). Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что этот червь после своего появления в ноябре 2008 года смог заразить уже миллионы компьютеров.
Существовало подозрение, что с его помощью предполагалось создать ботнет, то есть сеть, состоящую из бесчисленного количества захваченных компьютеров, рассылающих спам по электронной почте. Кроме того, сам ее размер позволял выводить из строя сайты и серверы с помощью целенаправленной рассылки большого количества запросов. Боуден рассказывает о том, как группа американских компьютерных экспертов начала самостоятельную борьбу против этого червя, тогда как власти прозевали появление новой угрозы.
При этом, ссылаясь на белую и черную магию, он говорит о борьбе «Белых шляп» (Weißhüte) против неизвестных и злых «Черных шляп» (Schwarzhüte), а также цитирует при этом супергероя комиксов Marvel – все это в целом больше напоминает набросок киносценария.
Трояны мутируют и превращаются в червей
История о том, как трояны мутируют и превращаются в червей, которых затем дрессируют добрые волшебники, предназначена не для чисто военного фильма вроде бестселлера Боудена «Падение «Черного ястреба» (Black Hawk Down), а, скорее, для ленты в стиле фэнтези.
Фантастическая метафорика создает здесь языковой интерфейс, который, как и его электронный аналог, предполагает, что человек имеет представление о том, что происходит. Но на самом деле ситуация - обратная, так как здесь слова опережают понятия и понимание.
Несмотря на броский подзаголовок «Первая цифровая мировая война», в книге Броудена «Червь» великое сражение, решающее исход войны так и не происходит. И даже нельзя понять, кто на кого или на что, собственно, собирался нападать. Изощренные черви тем временем продолжают развиваться, но до вызывавшего страх решающего нападение дело так и не доходит, что не добавляет чести рыцарскому ордену победителей червей.
«Что-то происходит само по себе»
То место, которое его противники уже зарезервировали для него над камином, пока остается незанятым, и в какой-то момент начинает казаться, что он постепенно превращается к гигантскую утку. По прочтении захватывающей книги Боудена узнаешь много нового об изъянах в системе безопасности компьютерных сетей, а также о возможности проведения масштабных кибератак, но что происходит с этим зловредным червем так и остается загадкой.
Один из экспертов по безопасности, наблюдавший за первыми движениями загадочного дигитального существа, подобрал по этому поводу красивые слова: «В определенном смысле это относится и к сюжету Боудена. Но этот сюжет, тем не менее, расширяет представление о наших возможностях и усиливает убеждение человека в том, что за столь широко разрекламированной свободой в сети следует наблюдать с помощью глаза Аргуса. Так как свобода способна также породить зло.