Мы склонны считать, что диктаторы – это всемогущие лидеры, действующие с неприкрытой жестокостью и безнаказанно. Вспомните Башара аль-Асада в Сирии. Или персонажа фильма Саши Барона Коэна генерала Адмирала Аладина, североафриканского деспота.
Однако, содержание фильма «Диктатор» - с учетом наших представлений о диктаторах – постепенно устаревает. Диктаторы нового поколения действуют более гибко и чаще прислушиваются к тому, что говорят в народе.
Эта тенденция стала главной темой новой книги Уильяма Добсона (William Dobson) под названием «Кривая обучения диктатора» (The Dictator`s Learning Curve).
Диктаторы стали умнее, пишет Добсон, они следят за изменениями в области технологий. Тиранам старой школы, таким как Мао, Пол Пот или Иди Амин, удавалось сохранять свои зверства в тайне. Но сегодня это невозможно. Если диктатор попытается устроить массовую резню и сохранить ее в тайне, скорее всего у него ничего не получится. Все это рано или поздно появится на YouTube.
Джозеф Кони (Joseph Kony) из Уганды стал интернет-феноменом. Международный уголовный суд недавно признал Чарльза Тейлора из Либерии виновным. Президенту Судана Баширу было предъявлено обвинение.
Читайте также: ПБНФ - Лукашенко и Путин: союзники по «диктаторскуму интернационалу»
Таким образом, нынешние диктаторы быстро умнеют и позволяют народу выражать некоторое недовольство, как предохранительный клапан позволяет выпустить пар.
Рассмотрим, к примеру, Китай. На этой неделе были опубликованы результаты нового исследования, проведенного тремя политологами из Гарварда. Они разработали метод, при помощи которого смогли проанализировать миллионы постов в социальных сетях Китая. Особенностью исследования стало то, что авторам удалось это сделать, до того как китайское руководство стало удалять посты по цензурным соображениям. Таким образом, исследование позволяет узнать не только то, о чем думают люди, но и то, что правительство считает необходимым подвергать цензуре.
Что же они обнаружили? Удивительно, но исследователи выяснили, что чаще всего цензуре подвергается вовсе не критика правительства. В социальных сетях можно встретить весьма язвительные высказывания. Основное внимание цензоры уделяют тому, чтобы остановить массовую мобилизацию. В прошлом году по распоряжению Пекина в поисковых системах блокировались запросы, касающиеся «жасминовой революции» в Тунисе, чтобы предотвратить обсуждение событий арабской весны. Подобным же образом на прошлой неделе блокировались запросы, содержащие цифры 4/6 или 4 июня – день, когда произошла резня на площади Тяньаньмэнь.
Также по теме: Диктаторы - умнее, чем вы думаете
Исследование ученых Гарварда показывает, что китайское руководство идет на определенные уступки. Говорят, что в Китае ежедневно происходит около 500 акций протеста. Однако все, что может перерасти в нечто более масштабное или более организованное, моментально блокируется и подавляется.
Еще один пример: в путинской России печатная пресса обладает значительной долей свободы, но только несколько десятков тысяч людей в Москве и Санкт-Петербурге регулярно читают газеты. Тем временем, режим полностью захватил власть над телевидением - таким образом, Кремль тщательно контролирует мнение масс.
Мы наблюдаем подобные тенденции в Китае, России, Венесуэле и многих других государствах, даже в Мьянме. Те дни, когда диктаторы могли совершенно игнорировать мнения своих народов, остались в прошлом.
Учитывая, что теперь людям многое известно о событиях в мире, что они сблизились друг с другом посредством интернета и социальных сетей, диктаторам придется идти на гораздо более значительные уступки. Мы живем в более благоприятных условиях, чем 10, 20 или 50 лет назад. Режимы, подобные сирийскому или северокорейскому, могут действовать с невероятной жестокостью, но они становятся скорее исключениями из правила - представителями порядка, уходящего в прошлое.
Новая модель должна обеспечивать контролируемое пространство для свободной торговли, открытого образования и даже для недовольства. Возможно, граждане этих государств смогут использовать это пространство и для того, чтобы расширить границы свободы и выбора.