Handelsblatt: Г-н Хаген (Peter Hagen), несколько недель назад вы стали главой одного из самых крупных страхователей в Центральной и Восточной Европе. Вы теперь начнете большую революцию у себе на предприятии?
Петер Хаген: Конечно, нет. Выше смены состава правления находится понятие преемственности. В кризисные времена клиенты как раз и требуют от страховщика безопасности и стабильности. За последние 20 лет мы все время опережали рынок и были успешными. И в оперативном бизнесе мы теперь не должны действовать намного отличным от этого образом.
- Как вы демонстрируете стабильность вовне?
- Мы пытаемся удерживать колебания в наших результатах на самом низком уровне. Сам страховой бизнес по своей сути является сравнительно стабильным. Поэтому прежде всего мы должны оберегать наш инвестиционный бизнес, наши финансовые активы от больших колебаний.
- Как это делается? Это происходит за счет того, что компания представляется скучной и не особенно привлекательной для финансовых рынков?
- Это, вероятно, неплохой знак. Bank of America несколько дней назад назвал наши акции всепогодными, способными выдерживать и более серьезные кризисы. Это подтверждение нашей консервативной политики капиталовложений. Мы не хотим идти на особые риски и поэтому не ожидаем получения чрезмерных доходов. Мы, к примеру, ничего не купили в проблемных государствах еврозоны. К тому же мы принципиально инвестируем только в евро, а также в валютах восточноевропейских стран.
- Повсюду процентные ставки снижаются, а риски стратегий инвестирования растут. Что вы делаете для своих клиентов в области страхования жизни?
- В сравнении с Германий уровень гарантированного процента при страховании здесь в Австрии примерно на половину процентного пункта ниже. Поэтому мы, конечно, можем более спокойно подходить к этой проблеме. Но через 10-15 лет низкий процент может стать для нас по-настоящему актуальной темой.
Читайте также: В россии нет профессиональной медицины
- А что касается безопасности, вы также уходите в бетонное золото?
- Мы, конечно же, будем более активно заниматься недвижимостью. Центральная и Восточная Европа при этом для нас интересней, чем западные страны. Мы хорошо ориентируемся на Востоке. Мы точно знаем, где ситуация является привлекательной. Поэтому нас совершенно не беспокоит вхождение на восточноевропейские рынки. Можно сформулировать и по-другому: центр Праги будет по-прежнему оставаться центром Праги.
- Вы отправились на Восток, поскольку перспективы роста на родном рынке были скромными. Но теперь и на Востоке нельзя ожидать большого роста. Что вы будете делать?
- Насыщение рынков в Восточной Европе - это относительное понятие. С точки зрения географии, возможно, это верно, поскольку мы в последнее время представлены практически во всех странах. Однако в регионе в целом мы можем сделать еще очень много, и поэтому экспансия для нас еще отнюдь не закончилась.
- Вы верите в сохранение высоких темпов роста на Востоке?
- По крайней мере, мы исходим из более высоких показателей роста, чем в Западной Европе. Только один пример: на Украине расходы на одного человека в области страхования жизни составляют в год всего 10 американских долларов. При большом количестве населения их удвоение до 20 долларов означает увеличений страховых премий на 500 миллионов долларов. Это такие показатели, о которых на Западе можно только мечтать.
- Вашим представителям теперь придется действительно звонить в каждую дверь?
- Это негативный термин из западноевропейского бизнеса. В Центрально и Восточной Европе наша проблема, скорее, состоит в том, чтобы просто иметь доступ к нашим клиентам. В этом регионе не существует образа навязчивого представителя страховой компании. Поэтому там многое удается делать.
- Каковы ваши планы?
- Работа с нашим партнерским банком Erste Group, конечно же, еще может быть интенсифицирована. При посещении своего банка клиент имеет возможность привести страхование домашнего имущества в соответствие с современным уровнем и повысить страховые суммы. Даже после 20 лет с момента открытия Востока это продолжает оставаться важной темой - договоры в настоящее время устарели и их необходимо продлевать. Это относится также и к продаже автомобилей, поскольку происходит замена огромного количества старых машин. Поэтому мы, например, должны очень активно присутствовать на рынке страхования подержанных автомобилей для того, чтобы получить возможность заключить с клиентами договоры о страховании.
Также по теме: Самая здоровая еда на свете
- А как обстоят дела с приобретением других страхователей?
- Если возникают ниши, то мы, конечно же, сразу включаемся в работу. Так, например, в Венгрии мы, естественно, можем еще кое-то прикупить. Мы традиционно занимаемся поиском в области небольших и средних компаний, и делаем это еще и потому, что возможности совершить очень большие приобретения не существует. Может быть, кто-то из наших больших западных конкурентов решит уйти из Восточной Европы. Но пока на это не похоже.
- Но, может быть, в принципе еще существуют структурные темы в Восточной Европе?
- Конечно, можно говорить о медицинском страховании, которое еще везде находится в руках государства. Но постепенно начинается процесс демонополизации, и быстрее всего это происходит, вероятно, в Польше и Чехии. Если там подобные процессы начнутся, то мы сразу же сможем стартовать. Другие страны последуют за ними через некоторое время. Однако точные варианты открытия рынков пока не ясны. Полной приватизации, судя по всему, не будет. Немецко-австрийская модель имеет хорошие шансы – основное обеспечение для населения с низкими доходами, а для групп с более высокими доходами - частное страхование. Переход на полное частное страхование, вероятно, был бы политически невозможен, исходя из социальных причина, и, с моей точки зрения, это не имеет смысла.
- Ваш конкурент компания Allianz сделала ставку на Россию. А вы там слабо представлены. Почему?
- Мы считаем, что мы просто не владеем этим бизнесом. Поэтому мы там ведем себя более сдержанно, чем наши конкуренты.
Читайте также: «Здоровый образ жизни» привлек гостей со всей России
- Это похоже на показания должника в суде под присягой – вы добровольно отказываетесь от экспансии?
- Нет, это предпринимательская мудрость. Предприятие должно знать, что можно сделать. Мы из Австрии, из небольшой страны. Поэтому мы предпочитаем концентрироваться на небольших рынках в этом регионе. Россия с учетом ее сложности и ее размеров вряд ли можно всю охватить.
- Не являются ли отсутствие правовой безопасности и коррупция истинными причинами?
- Что касается правовых гарантий, то ситуация в России, несомненно, сложнее, чем в более близких к нам странах. Не следует забывать – большую часть бизнеса на Востоке мы ведем в тех государствах, которые являются членами Евросоюза. Поэтому там уже существует основной набор правил.
- Другие компании не столь разборчивы, и многие западные банки также представлены в России.
- Вероятно, банки обладают большей смелостью, чем страховщики. Но такого рода решение принимает само предприятие. Однако я сомневаюсь, что кто-либо из крупных международных страховщиков когда-либо смог заработать в России значительные деньги.
Также по теме: Чечня запрещает энергитические напитки
- Вы также представлены на Украине и в Белоруссии, и обе эти страны не отличаются высокими демократическими стандартами.
- Эти два случая отличаются от России. На Украине нам, конечно, предстоит еще сделать очень много. Если отвлечься от, несомненно, правильных политических вопросов, то можно сказать, что нынешнее правительство позаботилось о том, чтобы существующие там структуры стали более предсказуемыми, а в Белоруссии мы имеем лишь небольшое представительство. Но в любом случае общественные рамочные условия там - если выразиться любезно - являются стабильными.
- Финансовый кризис вас не особенно сильно затронул, если сравнивать с другими компаниями?
- Так нельзя сказать. Кризис добрался до нас немного позднее, такое описание ситуации было бы правильным. Хотя мы росли быстрее рынка. Однако сегодня темпы роста в целом намного ниже, чем перед началом финансового кризиса.
- Вы приходите теперь с большой метлой и намерены сократить расходы?
- Не обязательно. Вероятно, мы сегодня находимся в районе плато после нескольких лет значительного роста. Эту паузу следует использовать для проведения определенной домашней уборки (housekeeping), прежде чем кривая развития опять будет направлена вверх. Но я не вижу у нас больших затратных программ. На расходы надо всегда обращать внимание, это основной предпринимательский принцип. Но мы должны также что-то делать на стороне получения доходов – здесь речь идет об уже упоминавшихся шагах по интенсификации работы в области продаж.
- Г-н Хаген, большое спасибо за беседу.