Май стал восьмым по счету месяцем падения автомобильного рынка Европы. Продажи снизились на 8,7%, а число зарегистрированных новых машин - самое низкое за двадцать лет. Чтобы найти показатели ниже нынешних, надо вернуться в 1993 год. В том году было продано 5,1 миллионов машин за пять месяцев против сегодняшних 5,3 миллионов. Тревожные сигналы поступают также из Германии, которая длительное время процветала, а сейчас ее благополучие слегка пошатнулось с первым отрицательным показателем (-4,8%). В Италии и в Испании падение равно 14,3%, во Франции - 16,2%, в Португалии - 27,5%, в Греции - 47,3%. Только в Великобритании наблюдается рост в 7,9%.
Южная Европа больше всех пострадала от конъюктуры: между 2007 и 2011 годами рынок в Италии сократился на 30%, в Испании - на 50%. Плохо сказались правительственные стимулы, к которым прибегали все государства. Поддержка, которая была оказана в прошлом, не привела к модернизации циркулирующего
автомобильного парка. Удвоился сектор маленьких автомашин, которые, однако, по большей части производятся на иностранных предприятиях. Только на национальных заводах Германии выпускается наиболее значительная их часть.
Сегодня политика жесткой экономии, которую проводят все континентальные правительства, тормозит любое вмешательство, государствам удалось добиться поступлений только за счет повышения НДС, что частично компенсирует расходы.
В первые пять месяцев снижение достигло 7,7%, все автомобильные заводы готовятся к периоду стагнации, который может продлиться три года. Были продлены скидки и важные стимулы, чтобы ограничить падение производства. Этот вид приватизации стимулов отрицательно сказывается на рентабельности сектора и просто отодвигает проблему закрытия заводов сегмента В в Европе.
На заводах Фольксваген, менее затронутых кризисом, тоже начинает возникать озабоченность из-за шаткого положения еврозоны. Французские автомобилестроители, по-видимому, переживают наиболее острый кризис (Psa потерял 19,5%, Renault - 13%). В результате были разработаны экономические планы, основанные на уменьшении рабочих мест. Фиат (снижение на 12,6%) заявил, что снизит свои инвестиции в Европу на 500 миллионов евро, заморозив развитие марки Grande Punto. Bmw и Daimler - две большие роскошные машины - тоже стали меньше продаваться (примерно на 6%). Ситуация с огромными производственными возможностями, оцениваемая в 20% на континенте, продолжает ухудшаться. Опель обсуждает с профсоюзами остановку завода в Бохуме с 2016 года. General Motors - собственность Опеля - не может больше выдерживать отсутствие рентабельности. Аналитики предсказывают, что пять заводов, принадлежащих Opel, Fiat, Psa, Renault и Ford, должны быть закрыты в Европе. Все генеральные директора европейских автомобильных компаний собрались на прошлой неделе на генеральной ассамблее Acea в Мадриде, но не выработали никакого совместного решения. Если будет отсутствовать координация на уровне Евросоюза, каждая группа автомобилестроителей сама должна будет решать эту проблему. Об этом заявил Серджио Маркионне, главный управляющий итальянского автомобилестроительного концерна Фиат и президент Acea. К счастью, существует Восточная Европа: из 27 стран, которые входят в Евросоюз, восемь весьма активны. Хотя их размеры невелики, они разрежают тревожную атмосферу. Польша в экономическом отношении выросла на 7,9%, Венгрия - на 19,6%, Чехия - на 3,2%, но именно Россия оказалась настоящим локомотивом. Начиная с апреля, регистрация новых автомобилей увеличилась на 14%. За четыре месяца было продано более 880 тысяч автомашин, рост на годовой основе составляет 18%. Считается, что рост продолжится и во втором триместре, предполагается передать 2,85 миллионов автомашин в 2012 году. В настоящий момент это третий по величине автомобильный рынок в Европе, а в 2014 году Россия выйдет на первое место по количеству проданных населению машин и обойдет Германию.