Многие в мире задают себе вопрос, в какой мере иностранные инвестиции способствуют развитию страны-получателя и какова в этом роль двусторонних договоров об инвестициях (ДДИ). В таком ключе был выдержан Доклад о мировых инвестициях 2012, представленный вчера на Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД - ее сокращение на английском языке). Таким образом, эта международная организация - в которой доминируют «инакомыслящие» экономисты и которая противопоставляет себя таким международным институтам, как Международный Валютный Фонд (МВФ) – разработала специальный индекс, который показывает степень эффективности иностранного капитала в деле развития страны-реципиента. Кроме того, ЮНКТАД запросила информацию о новых статьях, которые в последнее время были включены в ДДИ, для того чтобы данные договоры были менее благоприятными для транснациональных корпораций и гарантировали более высокий уровень защиты интересов государств.
Индекс эффективности прямых иностранных инвестиций анализирует то, как потоки иностранных капиталовложений служат увеличению благосостояния страны, созданию рабочих мест, увеличению экспорта, повышению налоговых поступлений, увеличению заработной платы, увеличению инвестиций в НИОКР и расширению производственных мощностей. Не все иностранные инвестиции хороши сами по себе – к такому заключению пришла недавно Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК). ЮНКТАД условно разделила страны на четыре группы в зависимости от качества вложений иностранных компаний в местную экономику.
В первой группе стран, которые лучше всех воспользовались финансовыми потоками транснациональных корпораций, находятся три страны Латинской Америки: Панама, Боливия и Колумбия, - а также Великобритания, Финляндия, Южноафриканская Республика, Малайзия, Польша, Румыния, Таиланд, Бельгия, Чехия, Венгрия, Ирландия, Швеция и Швейцария.
Читайте также: Россия упрощает доступ иностранных инвесторов к своим облигациям
Вслед за пелотоном идут Аргентина, Бразилия, Доминиканская Республика, Коста-Рика и Гондурас. Кроме того, эта группа включает в себя Германию, Италию, Францию, Данию, Марокко, Норвегию, Португалию и Голландию.
К третьей группе стран, воспользовавшихся иностранными инвестициями в еще меньшей степени, относятся Испания, Эквадор, Гватемала, Перу, Уругвай и Чили. Кроме того, здесь же присутствуют Китай, Индонезия, Австралия, Австрия, Канада, Египет и Болгария.
И в конце идут те страны, развитию которых транснациональные корпорации помогли менее всего. Это Парагвай, Венесуэла и Мексика, а также Греция, Индия, Япония, Южная Корея, Филиппины, Тайвань, Турция, США, Россия, Саудовская Аравия и Люксембург. Понятно, что в развитых странах необходимость в иностранном капитале не ощущается так остро, как в развивающихся.
Доклад ЮНКТАД был представлен в Буэнос-Айресе экономистом и профессором в университетах Буэнос-Айреса и Torcuato Di Tella Фернандо Портой. Он отметил, что 16-процентный рост иностранных инвестиций в Латинской Америке в 2011 году объясняется их увеличением на 4 % в Мексике и Центральной Америке и на 34% в Южной Америке, особенно в Бразилии и Колумбии. Рост объемов инвестиций в Южной Америке, согласно Порте, был больше связан с реинвестированием прибыли в результате высокой рентабельности компаний, нежели с прибытием нового капитала. Аналитик отметил, что финансовые потоки были направлены в секторы добычи и переработки природных ресурсов, а также в страны с растущими внутренними рынками, такие как Аргентина и Бразилия, которые воссоздали, каждый по-своему, торговые барьеры, с тем чтобы защитить свою промышленность и чтобы транснациональные компании обосновывались на их территориях, для того чтобы продолжать свою экспансию.
Также по теме: Путин приглашает инвесторов и пугает оппозицию
Порта отметил, что доклад ЮНКТАД продолжает текущую дискуссию о целесообразности углубления либерализации экономики, ради того чтобы привлечь больше иностранных инвестиций, и о необходимости начать регулировать потоки иностранного капитала. В 2000 году порядка 94 % мер, принятых государствами в отношении иностранных инвестиций, имели целью привлечение и продвижение этих денежных потоков. И только 6 % мер имели ограничительный характер. В настоящее время этот баланс находится на следующем уровне: 78 % - меры по либерализации и 22% - меры по регулированию. "Сформировался новый подход к иностранным инвестициям: не отпугивая их, страны в то же время стараются быть более осведомленными насчет влияния инвестиций на свое развитие", - добавил аргентинский экономист.
ЮНКТАД отмечает, что в данный момент многие страны пересматривают способы привлечения и увеличения объема иностранного капитала. В 90-х годах было подписано как никогда много ДДИ. В 2000-х «лихорадка договоров» стабилизируется. Кроме того, последние договоры, заключенные в 2011 году, очень сильно отличаются по содержанию от своих аналогов из 90-х. "Оформился переход от соглашений по защите инвесторов к соглашениям, посредством которых государство стремится гарантировать свое развитие", - сказал Порта. Например, были добавлены исключения из обязательства уважать свободное перемещение средств в том случае, когда страна испытывает кризис платежного баланса. Была урегулирована экспроприация, установлены стандарты в отношении здоровья, трудовых прав и природоохранных мероприятий, были включены меры по соблюдению умеренности в финансовой сфере, были введены исключения из обязательств по защите инвестиций в случаях, когда на карту поставлены человеческие жизни или сохранение природных ресурсов, и исключены положения, согласно которым государства были обязаны заключать специальные договоры со своими кредиторами. Некоторые, а иногда и все эти стандарты были включены в соглашение о свободной торговле (ССТ) между Перу и Мексикой, Южной Кореей, Панамой, Коста-Рикой и Гватемалой, в ДДИ между Японией и Колумбией, а также в ССТ между Мексикой и Центральной Америкой.
Читайте также: А надежны ли инвестиции в латиноамериканские страны?
«Таким образом достигается равновесие интересов стран и компаний. Это связано со сменой баланса сил в пользу развивающихся стран", - объяснял Порта. ЮНКТАД также упоминает растущую критику со стороны правительств и гражданского общества против вмешательства Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) в споры между государствами и транснациональными корпорациями.
Орган ООН внес предложение о том, чтобы страны, желающие привлечь лучшие иностранные инвестиции, приняли для этого четкий план действий. ЮНКТАД рекомендовал государствам стремиться к экономической интеграции в международные производственные цепочки, защищать стратегические отрасли, поставить целью достижение устойчивого развития, избегать определенных движений в налоговой области, которые снижают налоговые поступления, и бороться с коррупцией и нарушениями норм по охране труда.
Кроме того, ЮНКТАД продолжает работать над составлением рейтинга стран в зависимости от отношения привлеченных иностранных инвестиций к потенциалу каждой страны. В странах Латинской Америки Панама и Чили получают больше капиталовложений, чем они в теории могли рассчитывать. Во второй группе находятся Коста-Рика и Гондурас, а также Испания. На третьем мести стоят Боливия, Колумбия, Бразилия, Доминиканская Республика, Перу, Уругвай и Мексика, у которых дела обстоят не так хорошо. Наконец, среди стран, уровень инвестиций в которые значительно ниже их потенциала, находятся Аргентина, Эквадор, Гватемала, Парагвай и Венесуэла.